Антонова И.Б., автор и организатор проекта,
мастер по вязанию крючком, волонтёр
Проект «Этюды о Японии» (ПеЛиКАН, № 63, 2020, ноябрь) вызвал интерес. Однако современная эпидемиологическая ситуация накладывает ряд ограничений на его реализацию. Именно поэтому было решено попробовать несколько иной методологический подход к осуществлению наших планов.
Второй этюд проекта посвящён японской новогодней открытке ненгадзё. Школьники знакомятся с основными правилами «этикета ненгадзё», а в более широком смысле – с некоторыми японскими новогодними традициями и символами. Важным компонентом встречи является просмотр коллекции советских новогодних открыток, анализ их сюжетов, символов и текстов поздравлений. Ученики имеют возможность сравнить две культурные традиции, понять, что их объединяет, а в чём проявляется их специфика. У учеников возникнет ощущение, что между людьми, живущими в разных странах, много общего, к детям приходит более глубокое понимание общечеловеческих ценностей.
Непринуждённость и праздничность атмосферы встречи помогают создать у учеников творческий настрой, дать простор их фантазии. Это настроение позволит интересно и с выдумкой провести практическую часть встречи – создание своей собственной новогодней открытки в японском стиле.
Дополнительные занятия в школах сейчас либо отменены, либо проводятся в ограниченном формате. Поэтому возникла идея подготовить информационные и творческие материалы по теме занятия и предложить всем заинтересованным учителям и родителям провести маленькие новогодние творческие посиделки, выбрав из предложенного материала те компоненты, которые будут соответствовать возрасту, интересам и навыкам детей и подростков. Вся информация представлена в виде Презентации, что поможет более эффективно использовать информационные материалы. Конечно, были представлены не все возможные техники и творческие приёмы создания открытки, но на своих занятиях каждый может расширить их спектр. Кроме того, дана ссылка на бесплатный японский сайт, который предлагает макеты новогодних открыток 2021 и их отдельные компоненты, которые можно использовать для конструирования собственной открытки (https://cc-www2.myjcom.jp/special/nenga/). Таких сайтов множество.
Реализация проекта началась в необычных условиях. Некоторые представители школ откладывают его осуществление до снятия всех ограничений. Но есть надежда, что эта новая форма позволит уже сейчас проводить занятия силами тех, кому это покажется важным, интересным и возможным.
Позвольте обратиться к вам с просьбой. Мне очень важна обратная связь. Имеет ли смысл в дальнейшем использовать такой методологический приём? Как прошло занятие? Какие возникли трудности. На что следует обратить внимание в будущем? Буду благодарна за фотографии открыток, созданных творчеством участников. Какие темы в рамках общей идеи проекта можно было бы взять в разработку. В планах уже есть две темы. Весной планируется этюд о японских садах. Есть заявка на тему «Образ лисы в японской мифологии». Возможно проведение занятия по теме «Осака – город-побратим Санкт-Петербурга» (правда, только после снятия ограничений). Есть и другие идеи, но всё будет зависеть от степени интереса к проекту. Спасибо.
Контактная информация: Антонова Ирина Борисовна nihonnoechudo@mail.ru
Творческих успехов! С Новым Годом!