Жукова С.Ю., учитель начальных классов,
преподаватель светской этики ГБОУ школа № 409
Мы живем в постоянно меняющемся мире, но есть истины, которые остаются неизменными. Духовно-нравственное развитие школьников приобретает особо важную роль в современном обществе. Основы светской этики – это один из шести модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики», направленный на развитие ценностно-смысловой сферы личности, расширение у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу многонациональной культуры России, осмысление их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.
Уроки светской этики помогаю детям разобраться в таких понятиях, как Добро и Зло, Милосердие и Безразличие. В связи с этим учитель должен понимать, какая ответственность ложится на него в преподавании этого курса. Модуль «Светская этика» отличается от других тем, что основные нравственные нормы преподносятся детям через притчи, изречения и рассказы философов и учёных. Дети говорят уроках на «взрослые», серьезные темы, у ребенка формируются духовно-нравственные идеалы, позволяющие жить в согласии с собой и окружающим миром.
На уроках дети исследуют свой внутренний мир, делятся новыми впечатлениями, делают нравственный выбор. Уроки проходят в дружественной обстановке, здесь нет отметок, дети сами принимают решение быть активными, стремиться к знаниям.
Особое место в уроке занимает работа со словарём. После того как учащиеся поняли, о чём будет вестись разговор на уроке, нашли определение понятия, приступаем к прочтению текстов. Притчи – это новый вид преподнесения информации для детей, которую они узнают с интересом. Порой дети чувствуют себя на уроках первооткрывателями. Приятно видеть и слышать, как многие дети делают правильный нравственный выбор. Также им нравится практическая часть работы на уроке. Занятия сплачивают коллектив. Во время выполнения групповых заданий ученики работают слаженно, распределяют обязанности, дают волю творчеству.
Проекты – это практическое применение знаний, поиск нового, усвоение информации. Этот вид работы может пересекаться с внеклассной работой, ребёнку может помочь любой взрослый: родитель или учитель. Обычно одноклассники с интересом слушают выступления друг друга, задают вопросы – их волнует поиск истины.
Важно, чтобы родители понимали особенности предмета, делали выбор модуля осознанно и придерживались тех же нравственных установок, о которых детям говорят на уроках. Если в доме взрослые поступают так, как велит сердце, ребёнку проще будет разобраться в поступках.
Не надобно другого образца,
Когда в глазах пример отца.
А.С. Грибоедов