Землянова А. А.,воспитатель ДО ГБОУ школы № 407
Васильева А.А., воспитатель ДО ГБОУ школы № 407
Танцевали мы и пели, так устали – просто чудо!
Разноцветную неделю мы устроим вам повсюду.
Что же это за неделя? Вы не знаете? Расскажем!
Это дело – не безделье. Все цвета мы вам покажем!
Мир ребёнка – мир непосредственных, чувственных образов, и цветовые впечатления, пожалуй, самые яркие впечатления детства. Свет и цвет – это одни из первых явлений действительности, на которые обращают внимание дети. Развитие восприятия цвета – это естественный процесс. Однако его целенаправленная организация взрослыми сделает этот процесс не только более эффективным, но и более увлекательным и интересным для малыша. Тем более с цветом связано много ярких, красочных и позитивных явлений в жизни ребёнка. Каждый ребёнок воспринимает мир по-своему, поэтому становление и развитие чувства различения цветовых тонов происходит в разнообразных видах деятельности:
- рисование,
- конструирование,
- знакомство с природой,
- знакомство с произведениями искусства.
Но наиболее эффективным средством в развитии цветовосприятия является игра.
3-4 года – это возраст активных игр, в которых малыш осваивает предметный мир. Именно в этом возрасте цвет становится важной характеристикой вещей и частью представлений о мире. И именно в этом возрасте должны закладываться правильные представления о цветовой гамме объектов.
Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей (в частности, на развитие чувства цвета), обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов, в данном случае с цветом. В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей к более свободному и точному отражению цветов в рисовании и аппликации.
После новогодних праздников в январе мы решили организовать в нашей группе проект «Разноцветная неделя».
Тип проекта: групповой, краткосрочный (7 дней), по доминирующей в проекте деятельности – творческий, по содержанию – развивающий.
Цель проекта: закрепление знания всех цветов и умение находить предметы заданного цвета вокруг себя.
Задачи проекта:
- закреплять знания цветового спектра у детей;
- формировать умение различать цвета, сопоставлять их с предметами;
- развивать воображение, умение видеть характерные признаки предметов;
- формировать и закреплять умение группировать предметы по цвету и отдельным цветовым деталям;
- развивать цветовое восприятия, внимание, наблюдательность;
- развивать речь и словарный запас детей.
Предполагаемый результат: дети правильно различают и называют цвета.
Итоговый продукт: Альбом детского творчества «Любимый цвет моей семьи» (совместно с родителями). Оформление фотовыставки «Цветные дни».
Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы.
Методы и приёмы:
- наблюдения,
- беседы,
- чтение художественной литературы,
- заучивание стихов, пословиц,
- разгадывание загадок,
- игры,
- изобразительная деятельность,
- опыты.
Наш проект оправдал все наши надежды и очень понравился детям! Родители также с интересом подключились к нашей работе. Цвета по дням недели мы распределили в соответствии с фразой: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» по первым буквам названий цветов. То есть красный – четверг, оранжевый – пятница, жёлтый – понедельник, зелёный – вторник, голубой и синий – среда, фиолетовый – четверг, разноцветная – пятница. Мы заранее предупредили родителей, чтобы они приготовились к сложной задаче – каждый день одевать ребёнка в детский сад в одежду соответствующего цвета (или элемент одежды), и мы сами тоже старались соблюдать это правило. Весь день у нас был посвящён какому-то определённому цвету.
Начинался каждый наш день с погружения в «Цветные сказки»: «Красная сказка», «Оранжевая сказка», «Жёлтая сказка» и т.д. Затем следовали «Разноцветные загадки».
После сказки и загадок начинались игры.
Дидактические: «Каждый предмет на своё место», «Разбери по цветам», «Собери гусеницу», «Найди и назови всё красное (оранжевое, зелёное, жёлтое, голубое, синее, фиолетовое), «Разноцветные домики» «Сложи пирамидку», «Подбери чашку к блюдцу» и др.
Конструктивные: «Красные башенки», «Жёлтый городок», «Зелёный замок».
Подвижные: «Беги ко мне», «Красная ленточка», «Лиса и зайцы», «Иди по синей дорожке, найдёшь синие сапожки», «Я – капитан!», «Разноцветные шары», «Прыгни на кружок».
В своей работе мы использовали ИКТ: просматривали презентации «Что зелёное вокруг?», «Голубая планета», прослушивали фонограммы «Звуки природы», «Шум моря».
Очень увлекательно проходили все виды деятельности, но особенно привлекало детей экспериментирование. Это, прежде всего, опыты с водой – «Цветная вода», «Откуда появился оранжевый цвет?», «Откуда появился фиолетовый цвет?», «Цветные льдинки».
В своей работе мы использовали здоровьесберегающие технологии: упражнения на дыхание «Красный шарик», пальчиковая гимнастика «Апельсин», упражнение «Солнечные зайчики», физминутки.
Во второй половине дня у нас проходили творческие занятия по художественно-эстетическому развитию, дети делали коллективную аппликацию «Снегири на ветке», занимались лепкой оранжевых фруктов, рисовали ладошками солнышко и радугу-дугу, с помощью новой техники рисования «штамповка» изобразили гусеницу.
Работа с родителями включала в себя консультацию на тему «Учить цвета просто и весело», оформление папки-передвижки на тему «Роль цвета в развитии ребёнка». Итогом проекта стала совместная творческая деятельность воспитателей, родителей и детей – создание альбома «Любимый цвет моей семьи» и оформление фотовыставки «Цветные дни».
Нам очень понравился такой опыт работы с детьми. Детям было интересно, познавательно и весело!