Исакова Е.В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43
В настоящее время вопрос нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста является приоритетным направлением в практике отечественного образования: ведь именно в этом возрасте необходимо закладывать глубинные основы нравственности и патриотизма.
Патриотическое воспитание –это формирование любви и уважения к Родине, родному краю, гордости за свой народ и его достижения. Любовь маленького человека начинается с любви к самым близким – матери и отцу. Но ведь мать и Родина, отец и Отечество – понятия идентичные и неразделимые!
Нравственное воспитание заключается в формировании у дошкольников дружеских взаимоотношений; умения играть, трудиться, заниматься сообща; стремления совершать хорошие поступки; в воспитании у детей уважительного отношения к окружению, развитие у них волевых качеств, то есть:
- умения ограничивать свои желания;
- умения преодолевать препятствия;
- умение следовать положительному примеру;
- умения давать оценку своим поступкам;
- умения доброжелательно оценивать поступки сверстников и других людей.
Собственный педагогический опыт позволяет мне утверждать, что дошкольный возраст – время «благодатной почвы» – возможность для педагога применить свой богатый инструментарий для системного и последовательного воспитания детей. Мои воспитанники очень любознательны, отзывчивы, откликаются на любые инициативы.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что малыш видит и слышит вокруг себя, чему он радуется и что вызывает отклик в его душе. Хотя многие впечатления ещё не осознанны, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Считаю одним из важнейших средств в формировании патриотических чувств дошкольников – художественное слово русского народа, наших великих поэтов и писателей. Народная сказка – самый популярный, яркий и любимый жанр, полный чудесного вымысла, драматических ситуаций, не только развлекает и радует детей, но и закладывает основу нравственности. У каждого народа свои сказки, которые передают из уст в уста из поколения в поколение основные нравственные ценности: добро, дружбу, трудолюбие, взаимопомощь. Мои воспитанники с удовольствием их слушают, затем инсценируют и обыгрывают. Восхищение, удивление, уважение вызывают у детей рассказы о людях различных профессий. Особенно тех, с которыми они не связаны в повседневной жизни. Знания о различных возможностях проявить мужество и героизм вдохновляют детей, воспитывают в них стремление овладеть самой героической профессией, служить людям и Родине. Дети хотят быть космонавтами, лётчиками, военными, спасателями, капитанами, путешественниками. В этом возрасте дети склонны идеализировать любимые объекты. Если это мама, то «самая лучшая»; страна – «самая большая, богатая и сильная». Для подтверждения этих чувств, я подбираю соответствующий материал (стихи о маме, Родине, городе, крае), они всегда находятся в свободном доступе в «Уголке книги» нашей группы.
В старшем дошкольном возрасте я знакомлю детей с книгой – источником информации о мире. Книга как символ знаний, радости, удовольствия знакома детям с раннего детства, но именно в старшем возрасте она становится неотъемлемой спутницей познавательного процесса. Дети к школе уже должны обладать достаточным багажом знаний. Они отличают сказку от рассказа, безошибочно узнают поэтические произведения; понимают суть конкретного поступка литературного героя. В этом же возрасте детям нравятся произведения о природе, формирующие чувство патриотического отношения к ней. Рассказы К. Паустовского, В. Бианки. М. Пришвина, Н. Сладкова богаты яркими зарисовками родной природы и жизни её многочисленных обитателей.
Стихи о Великой Отечественной войне – важнейшая составляющая патриотического воспитания. Стихи К. Симонова, А Твардовского, С. Михалкова, С. Васильева, Э. Асадова, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, не жалевших себя в борьбе с врагом, являются высокохудожественным источником воспитания дошкольников. Рассказы о Великой Отечественной войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их прадедушек и прабабушек. Дети, сопереживая персонажам рассказов А. Гайдара, Л. Кассиля, А Митяева и др., впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей; получают первые знания о равенстве людей всех рас и национальностей.
Сборники рассказов о родном городе Пушкине, Санкт-Петербурге («Город-сказка, город-быль», «Приключения котёнка в Петербурге», «Прогулки по детскому Петербургу», «Пешком по Петербургу» и др.), о Москве – столице нашей Родины («Прогулки по Кремлю», «Моя Москва») – также завсегдатаи уголка патриотического воспитания нашей группы. Эти книги ярко и красочно иллюстрированы, содержат увлекательный для восприятия детей материал.
Сила художественной литературы, сила слова направлена на воспитание, формирование у дошкольников образа героя-защитника своего отечества, воспитание чувства гордости за свою страну и потребности защищать Родину. Художественная литература формирует желание быть защитником земли, на которой ребёнок родился и вырос, которую для него сберегли предки и которую он обязан сберечь для своих потомков.