Взаимодействия с родителями воспитанников по экологическому воспитанию в ДОУ

Д.О. Мухутдинова, старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 42
Е. В. Пунанова, воспитатель ГБДОУ детский сад № 42

Экологическое образование дошкольников предполагает непрерывный процесс воспитания детей, который направлен на формирование экологической культуры в семье, поэтому   тема взаимодействия ДОУ и семьи для нас является актуальной,    

Экологическое просвещение родителей – одно из важнейших направлений работы нашего дошкольного учреждения. Для полноценного осуществления процесса экологического развития ребенка наши родители стали постоянными и добровольными помощниками в ДОУ.  Участие родителей в обсуждении и более широкого спектра  вопросов благотворно отражается на работе детского сада и жизни микрорайона в целом.

В учреждении ежегодно разрабатывается план мероприятий, который отвечает интересам и потребностям воспитанников, родителей и возможностям педагогов.

Вовлечение родителей по данному взаимодействию решается в трех направлениях:

  • Вовлечение родителей в деятельность ДОУ и укрепление детско-родительских отношений посредством организации совместной деятельности экологической направленности.
  • Повышение экологической компетентности родителей в области экологического образования.
  • Работа с педагогическим коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, (ознакомление с эффективными формами работы с родителями).

Основные задачи нашей работы мы видим в следующем:

  • Создать атмосферу взаимопонимания, общих интересов, эмоционального отклика.
  • Объединить усилия для экологического развития детей.
  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
  • Поддерживать уверенность семьи в собственных педагогических возможностях.
  • Активизировать и обогащать экологические представление, умения родителей.

Основными принципами взаимодействия с родителями являются сотрудничество и индивидуальный подход. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их ожиданий от пребывания ребенка в детском саду и их настроя. Личная беседа на экологическую тему и анкетирование поможет правильно выстроить работу с родителями и сделает ее более эффективной.

В работе с родителями по экологическому развитию детей мы используем все доступные формы взаимодействия с семьей. Все формы основываются на педагогическом сотрудничестве: педагог – ребенок – родитель; педагог – родитель. При выборе форм общения с родителями надо помнить, что привлекать их  к важным экологическим проблемам необходимо деликатно, подыскивая актуальные  для них общие экологические проблемы, чтобы в дальнейшем можно было рассчитывать на  взаимопомощь и поддержку в реализации проектов.

Для развития партнерских отношений, детско-родительских отношений  привлекаем родителей к участию в таких  мероприятиях экологической направленности, как  акции, конкурсы, выставки, праздники, досуги.

Например:

  • мастер-классы: “Игрушки из мусора”, “Бильбоке”, «Нетрадиционное оборудование» (для обогащение предметно пространственной среды);
  • акции: “Сдай батарейку – спаси, ежа”, “Круг Жизни” (макулатура), “Крышечки ДоброТЫ”, “Протяни руку – лапам”, «День без автомобиля» (направлены на сотрудничество семьи и ДОУ в решении проблем экологического образования и воспитания детей);
  • конкурсы: «Эко-макеты экосистем», «Ёлочка – Живи», «Витаминная корзина», «Птичья столовая», «День пингвинов» (побуждают родителей к совместной деятельности с детьми и объединяют их в творческую команду);
  • выставки: «Наша осень», «День Земли», «День птиц», «День полевых цветов», «День тигра», «Откуда хлеб пришёл» (укрепление детско-родительских отношений, обогащение опытом совместной деятельности через совместное творчество);
  • проекты: «Экологическая почта», «Огород на окне», «Птицы наши друзья», «Что нам осень подарила», «Экология и мы» (вовлечение семьи в единое образовательное пространство);
  • досуги: театрализованные представления с участием родителей «Как Маша солнышко искала», «Рукавичка», «Подарок для Солнышка», «Пожар в лесу» (установления теплых доверительных отношений, эмоционального контакта между педагогами и родителями, между родителями и детьми).

Хочется отметить, что это начало нашего плодотворного пути взаимодействия с родителями. Наши родители с большим желанием участвуют в конкурсах, акциях, досугах, проявляя творчество и креативность. На этом мы не остановимся.

Неоценимо совместное участие детей, родителей, педагогов и на субботнике  в ДОУ – это помощь в уборке и благоустройстве территории детского сада, посадке деревьев, кустарников. Деятельность с родителями может быть разнообразной, но всегда должна быть направлена на улучшение окружающей среды, экологической обстановки. Эти формы очень эффективны –  участникам не навязывается готовая точка зрения, они ищут собственный выход из той или иной ситуации.

Экологическому просвещению родителей способствует оформление стенда в холле детского сада, включающего несколько рубрик: «Главное событие года», «Запланированные акции», брошюры и план мероприятий в ДОУ. Рядом со стендом развеваются три Зелёных флага Международной экологической программы “ЭКО – ШКОЛЫ/ЗЕЛЕНЫЙ ФЛАГ”.

Одна из незаменимых форм работы с родителями – это наглядно-информационное просвещение. Предлагаем информацию (консультации, рекомендации, памятки, буклеты) на заданную тему, благодаря которой родители получают ответы на интересующие их вопросы. Важно,  чтобы содержание материала было интересным и эстетично оформленным.

На данный момент в связи со сложившейся ситуацией мы активно используем в работе с родителями социальную сеть ВКонтакте, мессенджер WhatApp, применяем QR-коды,  в которых содержится актуальная информация, памятки, консультации.

Непосредственное взаимодействие воспитателя и родителей в целях педагогически целесообразной организации жизни семьи и решения вопросов экологического развития детей дошкольного возраста – процесс сложный, зависящий от многих факторов: личностей воспитателя и родителей, индивидуальных особенностей детей и их родителей, системы работы в ДОУ, а также степени глубины изучения данных вопросов воспитателями и родителями. И очень важно искать такие формы взаимодействия с родителями, которые были бы наиболее эффективны.