Спиридонова Е. Д., учитель физической культуры ГБОУ школы № 530
В нашей семье три педагога: мой прадедушка был учителем истории в школе-интернате, мама – завуч и учитель высшей категории, я – учитель физической культуры и методист ОДОД со стажем 1 год и 1 месяц. Изначально я хотела быть тренером, вся моя жизнь с раннего детства и по сей день связана со спортом. Но в 10 классе я просто влюбилась в алгебру и грезила мечтами о работе учителем математики, мне было интересно придумывать свои способы решения уравнений и задач, а ещё я мечтала выводить красной ручкой оценки и замечания в дневниках. Но судьба распорядилась иначе – я поступила в педагогический институт на направление «Физическая культура». Знаете, я ни разу об этом не пожалела. Я окончательно поняла, что это моя стихия, моя стезя. Странно слышать иногда, что учителем физкультуры может стать абсолютно любой – с моего потока, а это 93 человека, только шестеро пошли работать по профессии. За четыре года обучения я сроднилась с учебниками по физиологии, анатомии, теории физической культуры и психологии детей. А на 1 курсе мне повезло – у нас была высшая математика, вот здесь я и блеснула своими знаниями.
Однако возвращаемся к теме. В первый год работы мне дали серьёзную нагрузку: уроки , ОДОД, внеурочка, классное руководство, и руководство школьным спортивным клубом. Все бы ничего, но мне всего 21 год, а моим ученикам 14 – разница небольшая. На первом же уроке все, чему учили в университете на семинарах и лекциях по психологии, я забыла в первую же минуту, хотя я с вечера готовила свою речь, чтобы никто не почувствовал моё невероятное волнение.
Конечно, мне помогают: мама подсказывает, как нужно себя вести и как реагировать на разные ситуации, в которых я могу оказаться, поддерживают и мои наставники. Но знаете, во многих моментах советы не очень помогают, потому что каждый сам определяет свой стиль взаимоотношений с ребятами, сам набивает свои шишки и учится на собственных ошибках. Учиться на чужих получается не всегда. Как и в любой профессии, у педагогов есть определенный скрипт общения и работы, но каждый свою работу делает по- своему ….
И вот что я могу сказать о «шипах и розах» на основании своего школьного опыта. Самое главное – это психологическая подготовка. 1 сентября ты трясешься и не знаешь куда деться, потому что вступаешь во взрослую жизнь . Я – учитель!
На первых порах, кажется, все прекрасно: к тебе все хорошо относятся, пытаются помочь. Потом понимаешь, что люди, которые тебя еще не узнали, воспринимают тебя со своих позиций. То есть многие родители и дети думают, что это я пришла в школу, а не они. С одной стороны, это смешно и приятно, с другой, будто тебя и не воспринимают всерьез.
Поступив на работу в прошлом году, я получила классное руководство в 8-ом классе, сейчас это уже 9-ый – один из самых тяжелых и трудных в школе. Также я веду и начальные классы. Розы в моей профессии – это общение с моими старшими, мы близки друг другу (разница в возрасте невелика), быстро можем найти общий язык и подружиться. Но учитель – это не только друг. Он – учитель. Классный руководитель же помимо должностных имеет перед своими детьми и моральные обязательства, которые диктует его совесть.
Анализируя итоги прошедшего года, я скажу так: первым «шипом» стало отношение других учителей к моему классу. Когда тебе отдают самый тяжелый класс и говорят, что ничего из них не выйдет, ты начинаешь бороться против всех и защищать своих детей. Да, я не скажу, что все в моем классе Эйнштейны, но к каждому из детей нужен свой подход, и ребенок раскроется в том, что ему интересно. Все дети разные: кто – то любит математику, кто-то физкультуру, кто- то биологию, а кто- то обществознание и, понимая это, я стараюсь своих детей направлять туда, где они успешны.
Хочу сказать, что учителю, если он остаётся в своей профессии, нужно чаще обращать внимание на «розы», видеть хорошее в детях, которых мы обучаем, а не ставить на всех крест. Нельзя сделать так, чтобы все дети были идеальными голландскими розами без шипов! Нет, все мы люди, все мы разные. И меня радует, что мне удалось самой сплотить свой класс и наладить взаимоотношения с детьми и между ними. У них нет от меня секретов, а у меня от них. И в любой трудной ситуации я готова их поддержать и помочь. Но и в моем классе есть ребенок, которому я не нравлюсь и не всегда понимаю причину этого. Это и есть моя «роза с шипами», стремящаяся меня иногда уколоть. Я стараюсь больше взаимодействовать с ним, но не всегда получается. Мне а хочется узнать, о чем он думает и чем ему помочь. Вот такой мой класс.
С начальными классами намного легче. Это дети, которые только начинают познавать мир, они доверчивы, им интересны новые знакомства, поток новых знаний. Вся их энергия выливается на моих уроках, и я, с одной стороны рада этому, а, с другой, мне страшновато за кем -то не уследить. Во всех классах есть озорники, которые ставят подножки, дергают друг друга, дерутся с другими детьми. Как правило, это идёт от родителей , которые не научили своих детей правилам поведения и уважения к другим. Школа это корректирует, однако, не всегда успешно. Учителям это стоит нервов и сил.
В любой профессии есть свои минусы и плюсы, но я горжусь своей работой и своими детьми, за которых я всегда готова заступиться и помочь им в трудную минуту.