Веремей А.Д., руководитель МО учителей основной школы-интерната № 8
Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться –
вот единственный курс учительской жизни.
К.Д. Ушинский
В рамках школьной методической темы «РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ ПО ФГОС» методическое объединение учителей основной школы в этом учебном году работало над темой «Мотивация учения – основное условие успешного обучения учащихся с ОВЗ».
В августе утвердили план работы МО учителей основной школы и провели теоретическое введение в тему «Мотивация учения – основное условие успешного обучения учащихся с ОВЗ».
В октябре по теме МО слушали Наталью Владимировну Жалину, Людмилу Алексеевну Ефременко, Риту Анатольевну Шинкаренко, Александру Кирилловну Хмелевскую. Они с помощью презентаций и сообщений показали те приемы и методы, которые способствуют развитию и сохранению учебной мотивации учащихся на уроках русского языка, литературы и английского языка.
В марте провели методический марафон – Альбина Дмитриевна Веремей приводила примеры приемов учебной мотивации на каждом этапе уроков химии, учителя продолжали тему, показывая свои приемы учебной мотивации на каждом этапе своих уроков. Активное участие в методическом марафоне приняли Светлана Михайловна Тимакова, учитель музыки, Людмила Вениаминовна Кузина, учитель физики, Наталья Петровна Сидоренко, учитель математики, Тамара Владимировна Цуцук, учитель биологии. Все выступления и презентации вызвали неподдельный интерес, так как демонстрировали реальную возможность использования показанных приемов учебной мотивации на уроках любого предмета основной школы.
На втором этаже школы, где расположены классы основной школы, имеются два предметных стенда, которые оформляют в течение месяца группы учителей: учителя русского и литературы, учителя математики и т.д. Оформление часто тематическое, например, «Листая страницы Красной книги», «Земля – наш общий дом», «Зеленая химия», «Этимология слов школьной тематики», «В мире занимательной физики», «Героические подвиги во славу Родины», «Дети – герои Великой Отечественной войны», «Будущее Санкт-Петербурга». Также на стендах помещаются творческие работы учащихся по предмету и занимательные задания для детей: предметные олимпиады, викторины, загадки, ребусы. Одновременно с оформлением в этот месяц учителя проводят предметные мероприятия в любой творческой форме – это может быть радиолинейка «Сохраним природные богатства», киножурнал «Тайны живой природы», познавательная игра и изготовление кормушек в ходе акции «Покормите птиц зимой», устный журнал «За пределами учебника географии», семинар «Экскурсия в урок технологии», викторина «Своя игра», приуроченная ко Дню родного языка, коллективный проект на тему «Моя семья» на английском языке, коллективный проект на тему «Зеленая химия».
Обязательным условием для выпускников основной школы является защита индивидуального проекта. Работа над индивидуальными проектами начинается в восьмом классе в феврале, когда учащимися определяются руководители и темы проектов. С марта по май – время для подборки информации по теме проекта учащимися с помощью руководителя и её систематизация согласно плану. Лето – время создания презентации по теме проекта с помощью родственников.
Сентябрь – редакция, коррекция и оформление проектов с помощью руководителей и подготовка к защите проекта. Октябрь – публичная защита проекта в соответствии с планом и регламентом в сопровождении презентации. Руководителями проектов являются учителя – предметники, работающие в 9-ых классах, их задача учить создавать проект, так как для учеников это новая форма творческой исследовательской учебной деятельности. В этом учебном году выпускники успешно защитили свои проекты. Комиссия по оценке проектов состоит из четырех педагогов, которые оценивают проекты независимо друг от друга. В этом учебном году мы попытались оценить проекты по пятибалльной системе, выведя среднюю отметку, и продемонстрировали восьмиклассникам в качестве примера проекты, защищенные на «отлично»:
- Бодачевская Калерия «Особенности азиатской кухни» – руководитель Елена Сергеевна Сивак, учитель технологии.
- Воробьева Лидия «Семейный бюджет» – руководитель Людмила Вениаминовна Кузина, учитель физики.
- Егорова Мария «Стильный гардероб для подростка» – руководитель Альбина Дмитриевна Веремей, учитель химии.
- Павлова Карина «В мире коварных созвучий» – руководитель Наталья Владимировна Жалина, учитель русского языка и литературы.
- Семенов Евгений «Профессия программист» – руководитель Наталья Валерьевна Сапожкова, педагог-психолог.
В ноябре традиционно прошел месячник отрытых уроков, высокий профессионализм на открытых уроках показали учителя:
- Екатерина Викторовна Савочкина – урок английского языка «Мои увлечения» в 5б классе,
- Марина Владимировна Пашкова – урок английского языка в 5а классе на ту же тему,
- Людмила Вениаминовна Кузина – урок физики «Решение задач по теме «Масса, плотность, объем» в 7а классе,
- Наталья Петровна Сидоренко – урок математики на тему «Деление дробей» в 6б классе,
- Оксана Олеговна Красноружева – урок ИЗО на тему «Графический натюрморт» в 6а классе,
- Наталья Дмитриевна Федорцова – урок географии на тему «Животный мир Земли» в 7 б класс,
- Тамара Владимировна Цуцук – урок биологии на тему «Видоизменения корней» в 6а классе,
- Наталья Владимировна Жалина – урок русского языка на тему «Односоставные предложения» в 8а классе, Роман Александрович Жильцов – урок технологии на тему «Работа на сверлильном станке»,
- Рита Анатольевна Шинкаренко – урок русского языка «Правописание корней лаг – лож» в 5а классе, Альбина Дмитриевна Веремей – урок химии «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы» в 9б классе.
Традицию проведения открытых уроков и их анализ сохраним.
В течение учебного года учителя основной школы готовят учащихся к участию в предметных олимпиадах и спортивных соревнованиях, где наши дети показывают определенные успехи. Учительница русского языка и литературы Наталья Владимировна Жалина подготовила восьмиклассницу к олимпиаде по русскому языку для детей с ОВЗ – пятый результат, восьмиклассники приняли участие в региональном конкурсе литературного творчества для обучающихся с ОВЗ «Живое слово»: в номинации «Поэзия» Манасерян Арина – 1 место, в номинации «Проза» Теплова Анастасия – 2 место, в конкурсе «Я и современность» Залетина Елизавета – 2 место. Шестиклассники под руководством учительницы русского языка и литературы Юлии Михайловны Шныпко заняли второе место в городском чемпионате «Умение юных», первое место в районном конкурсе «Пушкин глазами детей», диплом III степени в городском конкурсе «По страницам детских книг». Воспитанники учителя физкультуры Светланы Ивановны Афанасьевой приняли участие в районных спортивных соревнованиях по легкой атлетике, футболу, мини – футболу, волейболу, настольному теннису; в городских соревнованиях по легкой атлетике, футболу, волейболу, пионерболу, настольному теннису, шахматам. Воспитанники учителя технологии Елены Сергеевны Сивак также достойно проявили себя в предметных конкурсах – Харебина Екатерина из 5а заняла первое место в конкурсе «Умение юных», Бодачевская Калерия из 9 класса – участница районной олимпиады по технологии.
Воспитанники учителя ИЗО Оксаны Олеговны Красноружевой приняли участие в конкурсах «Балтийский берег», «На Ленской», «Преображенский». Марина Владимировна Пашкова и Екатерина Викторовна Савочкина, учителя английского языка, приняли участие с учащимися 8б класса в региональном фестивале «Голос страны»; Екатерина Викторовна Савочкина к тому же является лауреатом районного конкурса педагогических достижений; Светлана Ивановна Афанасьева с докладами выступила на городском семинаре и Образовательном педагогическом форуме.
Учителя основной школы приняли участие в работе районных предметных методических объединений. Юлия Михайловна Шныпко организовалаи провела районное и городское МО по ОРКСЭ и ОДНКНР. Тамара Владимировна Цуцук приняла участие в составе жюри в городском конкурсе «Листая зимние страницы». Альбина Дмитриевна Веремей стала организатором мартовского заседания методического объединения учителей химии Пушкинского района, которое было проведено на базе школы-интерната №8 с целью обсуждения проблемы особенностей уроков химии для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Традиционно в июне выбираем методическую тему для будущего учебного года, в 2024-2025 году наша тема «Формирование ключевых компетенций учащихся через развитие мотивационной сферы». Разработали план методической работы:
- Октябрь – становление духовно-нравственной, творческой, развивающейся, здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе. Ответственные учителя русского и иностранного языка, литературы, истории.
- Декабрь – внедрение информационно-коммуникационных педагогических технологий. Ответственные учителя математики, физики, химии.
- Март – выявление и поддержка успешных детей через проведение олимпиад и конкурсов. Ответственные учителя географии, биологии, музыки, технологии, ОБЖ, ИЗО.
- Май – сохранение здоровья детей через внедрение здоровьесберегающих технологий.
Мусульманский проповедник Али Апшерони сказал: «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами», его поддерживает советский педагог Василий Александрович Сухомлинский: «Сильным и опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд».
Возможно, это и есть смысл участия учителей в методической работе.