Бойкова О. А., воспитатели ГБОУ школы-интерната № 8
Шабалина В. А., воспитатели ГБОУ школы-интерната № 8
Хотелось бы поделиться опытом работы над проектом «Патриотический час», проводимым в рамках патриотического направления воспитательной работы школы-интерната.
Целью проекта является знакомство воспитанников с жизнью и взаимоотношениями людей, живущих в военное время, с помощью просмотра фильмов для детей о Великой Отечественной войне. Мы хотим показать воспитанникам нравственные качества советских людей, их ответственность за судьбы детей, а также действия и поведение самих детей в трудные годы лихолетья. Но самая главная цель – воспитание настоящего гражданина своей страны, патриота, способного успешно выполнять свои гражданские обязанности в мирное и военное время.
Можно ли воспитывать патриотические чувства и лучшие личностные качества посредством фильмов? Мы пришли к выводу, что можно.
За этот год мы просмотрели 6 фильмов:
- «Садись рядом, Мишка!»
- «Ветер странствий».
- «Мальчишку звали капитаном».
- «Крик тишины».
- «Зеленые цепочки».
- «Полонез Огинского».
Все фильмы различных годов выпуска, в основном 1970-80 годы. Наиболее современный «Крик тишины» – 2019 год. Во всех фильмах главные герои – дети различного возраста: от семилетнего Мишки Афанасьева из фильма «Садись рядом, Мишка» до подростка Яши Гордиенко из фильма «Мальчишку звали капитаном». Герои фильмов стремились по мере своих сил бороться с фашистами. У них было одно желание – помочь Родине. Одни являются связными с партизанами и подпольщиками, разведчиками, другие помогают выжить оставшимся без родителей детям во время блокады.
Во время обсуждения фильмов мы вовлекали детей в диалоги-рассуждения, разбирали незнакомые для современных детей слова и понятия, стремились к тому, чтобы каждый ребенок, высказав свое мнение по определенному эпизоду, дал оценку поступка героя.
Затрагивались вопросы:
- Почему именно этот герой привлек твое внимание? Как вы считаете, прослеживается ли любовь и преданность Родине в этих фильмах? Приведите примеры. О чем говорят поступки героев? Могут ли быть эти герои для вас примером? Как бы вы поступили на месте этих героев?
- Есть ли у вас любимые фильмы о войне? Или вы смотрите современные приложения в соцсетях?
В своих высказываниях воспитанники сопереживали детям блокадного Ленинграда, не оставались равнодушными к страданиям всего русского народа, ведь в фильмах встречались кадры военной кинохроники, дети чувствовали великую беду страны.
Результатом проекта, как мы считаем, является понимание воспитанниками того, что они являются настоящими гражданами и патриотами своей страны.
Быть патриотом…Что же это значит?
А это значит Родину любить.
А это значит честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
Любить его историю седую,
Святые лики русских матерей,
Которые не раз в годину злую
В бой провожали собственных детей.
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять,
Быть лучшей частью русского народа,
Которую не смог никто подмять.
Мы считаем, что знание истории Великой Отечественной войны поможет воспитанникам лучше понять военные действия СВО, правильно оценить обстановку в мире.
Надеемся, что наш проект кому-нибудь из коллег понравится, и он использует его в своей работе.