Гулевицкая И. В., учитель класса «Особый ребенок»
ГБОУ школы-интерната № 67
Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), как правило, имеют выраженные нарушения интеллектуального развития – умеренную, тяжелую и глубокую умственную отсталость. Психическое и интеллектуальное недоразвитие зачастую сочетается с другими системными или локальными нарушениями развития: опорно-двигательного аппарата, зрения, эмоционально-волевой сферы, слуха. Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития зачастую сталкиваются с трудностями при освоении навыков, где требуется выполнение дифференцированных и тонких движений, например, при удержании карандаша в руке или при застегивании пуговиц на одежде. Мелкая моторика (или пальцевой праксис) – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной системы, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. В область мелкой моторики входит много различных движений – от обычных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
При обучении таких ребят особое внимание необходимо уделять развитию мелкой моторики, поскольку это имеет большое значение для их полноценного развития. Развивая мелкую моторику, ребенок может совершать более точные движения пальцами и кистями рук, а это необходимо для формирования и развития навыков самообслуживания. Как же развить мелкую моторику у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития?
Существует большое количество упражнений, игр и занятий для развития мелкой моторики у детей. Их условно можно разделить на несколько категорий: массаж, пальчиковые игры, рисование и лепка, а также игры с мелкими предметами.
- Массаж и самомассаж: игры с массажным (колючим) мячиком Су-джок; растирание в руках шишек и шариков (колючие, рифленые, плюшевые, вязаные); сенсорное панно с разными образцами поверхностей (гладкий, бархатный, шершавый и т.д.); развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом; использование кистевого эспандера; прищепки; аппликаторы Кузнецова; клавиатура от старого компьютера, кнопочный телефон, «сухие бассейны», наполненные горохом, фасолью, игры с песком – всё это способствует развитию дифференцированных движений пальцев рук.
- Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения: пальцы правой руки одновременно “здороваются” с пальцами левой руки; указательный и средний пальцы руки “бегают” по столу (человечек); вытянуть указательный палец и мизинец руки (коза); образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их (очки, окно); поочередно сгибать пальцы руки, начиная с большого пальца; соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук (крыша, башня) и т.д. Легко запоминающиеся стихи помогут сделать занятие увлекательным и координировать речь с движениями.
- Рисование и лепка: разминание пластилина, глины, солёного теста, пластичной массы, раскатывание шариков, колбасок, скручивание в жгутики, крендельки; изготовление пластилинового панно; пластилиновой мозаики; использование нетрадиционных методов рисования: рисование пальчиком простых узоров на песке, манке; рисование ватными палочками, шариками из бумаги, рисование зубной щеткой; выполнение аппликаций; раскрашивание раскрасок.
- Игры с мелкими предметами: «волшебный мешочек» с разными небольшими предметами; пуговицы разной формы; мелкий конструктор; мозаика; пористые губки (сжимать – разжимать); клубки ниток (для наматывания); наборы верёвочек для завязывания и заплетания; различные пособия со шнуровками; нанизывание бусин разного размера на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок; мозаика, пирамидки, игры с открывающимися игрушками и предметами (матрешки, бутылочки); захват и удержание предмета, вложенного в руку (используются предметы различной формы, фактуры, материала); перекладывание предмета из одной руки в другую, из одной емкости в другую; бросание предмета в различные емкости; сжимание и разжимание предмета и т.д.
Для развития мелкой моторики у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития существует множество заданий и упражнений, но не все дети могут выполнять эти задания в силу своих индивидуальных особенностей развития, поэтому целесообразно и немаловажно соблюдать следующие условия: эмоциональный контакт с ребенком и индивидуальный подход к нему; привлечение ребенка к постепенному участию в работе; содержание, материал и дозировка заданий должны соответствовать возможностям ребенка; постепенное увеличение продолжительности занятий и их усложнение; многократное повторение и закрепление материала; поощрение и помощь ребенку.