Возможности дистанционной работы учителя-логопеда

Власова Д. С., учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 1

Во времена ковидной изоляции нам вынужденно пришлось обратиться к оказанию профессиональной педагогической помощи на расстоянии, без личного контакта. Тогда для большинства педагогов это было достаточно тяжёлым опытом: пришлось прыгнуть с места в карьер и осваивать новые возможности на ходу. Однако карантин закончился, а многие формы дистанционной работы так и остались частью деятельности учителя-логопеда.

Сейчас, владея навыками работы на расстоянии, можно заниматься с детьми во время продолжительной болезни или отпуска. В декабре ко мне на консультацию пришла мама ребёнка, которому мы только-только поставили звук [р]. Мама сообщила, что через неделю она на два месяца увозит детей аллергиков на море в оздоровительных целях. Мы договорились о дистанционных занятиях и встречались раз в неделю. Ребёнок вернулся с автоматизированным звуком [р] и поставленным звуком [ш]. Мы не потеряли время.

Но в большей степени я хотела бы рассказать о другом дистанционном проекте.

Приближается лето, а вместе с ним – долгожданный отпуск. Отпуск – это, конечно, счастливое время, возможность восстановить свои силы. Однако каждый логопед знает, что в подготовительную группу дети после летнего перерыва возвращаются чаще всего с «откатами». Задание на лето существует, но выполняют его только очень ответственные родители. Всё это послужило поводом к созданию летнего проекта «Лето с логопедом».

Моя идея заключалась в том, чтобы попытаться оставить минимальные регулярные занятия с детьми в течение всего лета. Я предположила, что самое оптимальное для такого проекта – артикуляционная гимнастика. Во-первых, она нужна всем детям и нуждается в регулярном выполнении. Во-вторых, она поддержит артикуляционный аппарат детей в тонусе, закрепит поставленные звуки и, может быть, даст возможность осенью быстрее перейти к постановке оставшихся звуков. В-третьих, зная средний уровень возможностей детей группы, можно подготовить цикл занятий по артикуляционной гимнастике на всё лето.

Составив такой план, я перешла к его реализации. Для площадки проекта была выбрана система обмена сообщениями «telegram». На этой платформе возможно создание закрытого чата, куда можно пригласить родителей, для просмотра видеозаписей нет необходимости их скачивать, и вся история сообщений остаётся доступна в любое время. Также для меня была важна возможность запрограммировать время отправки сообщений. Дальше я придумала сюжеты для занятий по количеству недель в летних месяцах и сделала видеозаписи. Я была инопланетянином, который встречал детей на своём корабле, была колдуньей, которая готовила зелье, была даже единорогом. Каждая видеозапись включала в себя комплекс артикуляционной гимнастики на 8-10 минут, для выполнения которой родителям нужно было просто открыть видеозапись на каком-нибудь устройстве, а дальше ребёнок выполнял упражнения, повторяя за мной. В процессе подготовки появилась ещё одна идея, которую удалось реализовать, – точно в таком же формате видеозаписей родителям предлагались идеи летних игр для развития речи. Там были игры в песке, в воде, с мячом, с природными материалами и много других.

Подготовив все видеозаписи в июне, я настроила их автоматическое отправление в чат раз в неделю в течение всего лета. Таким образом, каждую неделю родители получали свежую видеозапись, которую нужно было просто показать ребёнку, чтобы он позанимался. Дети были в восторге – при первой встрече в сентябре они делились впечатлениями о том, в какой роли я понравилась им больше всего! Родители тоже были довольны таким проектом. Сентябрьский мониторинг показал, что у большинства детей звуки остались и не потерялись за лето, а у некоторых звуки появились сами.

Конечно, одно лето – не показатель, тем не менее я думаю, что этот проект оправдал затраченные на него усилия. В следующем году, когда у меня будут воспитанники первого года обучения, я обязательно повторю этот опыт.

Список литературы:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования”
  2. Образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ детский сад № 1 Пушкинского района Санкт-Петербурга
  3. М.А.Самойленко «Дистанционная логопедия» https://samoylenko.education/teach/control