Проектная деятельность по формированию ранней профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста
Гаджиева З.К. , воспитатель ГБДОУ детского сада № 43
Варламова В.А., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43
Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость, любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
В.А. Сухомлинский
Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, базовые знания о сельскохозяйственных профессиях, способствует ранней профессиональной ориентации. Если мы начнём говорить о ценности труда и профессий с дошкольного детства, то наши дети научаться уважать труд человека.
Социальная среда на современном этапе развивается стремительно, и поэтому в системе дошкольного образования появилась необходимость ознакомления детей не только с традиционными профессиями, но и современными, знакомство с которыми органично включаются в образовательный процесс. Данный проект ориентирован на организацию ранней профориентации дошкольников посредством предоставления детям возможности использовать свои силы в доступных видах трудовой деятельности. Юный человек будет уважать труд сельского труженика.
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и обогатить свой лексический запас.
Во время работы над проектом у детей появится возможность тренировать различные виды своих способностей. Игровая мотивация превалирует, перерастает в образовательную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
К сожалению, не все дети знают сельскохозяйственные профессии, что такое фермерское хозяйство, чем занимаются фермеры, поэтому мы, взрослые, должны помочь им узнать поближе, что такое фермерское хозяйство, чем там занимаются, что выращивают, за кем ухаживают. Дети должны понимать, откуда у нас на столе продукты питания, какое есть разнообразие молочных продуктов. С помощью проекта мы должны подвести детей к осознанию важности любого труда, взаимосвязи и взаимопомощи между людьми разных профессий.
Целью нашего проекта являлось формирование предпосылок ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста. Для ее достижения необходимо было решить задачи, направленные на взаимодействие с детьми и родителями, а также на создание условий для формирования представлений о работе фермера, тракториста, садовника, животновода, а также познакомить с профессией будущего – сити-фермер.
Этапы работы проекта
Первый этап – подготовительный
Подбор информации по теме, подготовка дидактического материала, изготовление лэпбука «Урожай», создание технологических карт: занятий, игр, совместной деятельности.
Второй этап – основной включал в себя:
- проведение мастер-классов с родителями «Яблоня-Ладошка», «Изготовление новогоднего венка из природного материала»; дидактических игр «На ферме», «Собираем урожай», «Кому что нужно для работы», «Вершки-корешки», «Что растёт в поле», «Чудесный мешочек», «Что перепутал художник», «Четвертый лишний», «Что исчезло»; сюжетно-ролевых игр «Повар», «Магазин», «На ферме», «Трактористы перевозят урожай», «Садоводы-огородники»;
- театрализованных игр «Репка»
- пальчиковый театр «Репка».
В продуктивной деятельности дети рисовали, делали аппликации на тему «Домашние животные», «Овощи и фрукты», раскрашивали картинки трактора, изображения садовода, животновода, дворника, работали с раскрасками «Садовый инвентарь», «Домашние животные», занимались пластилинографией «Репка», «Цыплята», обрывной аппликацией.
Третий этап – заключительный
Завершился проект изготовлением макета «Фермерское хозяйство» для будущей игры, созданием фотовыставки «У бабушки в деревне», выполнением совместной творческой работы «Яблоня – ладошка» и музыкальным праздником, подготовленным совместно с музыкальным работником, «Чудо – огород».
В результате реализации проекта нами собраны различные картотеки по теме, каталоги загадок, стихов, настольных игр, пальчиковой гимнастики.
Детей очень заинтересовала практическая часть проекта – создание макета «Фермерское хозяйство». Мы смогли вырастить укроп, петрушку, лук, горох, редиску, кабачок, морковь, рассаду огурцов. Выращенную рассаду цветов: бархатцев, астр, клевера и васильков – мы с детьми посадили на территории нашего детского сада и воочию наблюдали за их ростом.
Дети получили первые навыки выращивания растений своими руками, ухода за ними, узнали об условиях произрастания различных растений.
Практическая значимость проекта заключается в его обработке и внедрении в образовательный процесс.
Данный проект позволил сформировать у детей представления о профессиях в области растениеводства, ознакомиться с профессией сити-фермера, её роли в жизни людей, способствовал бережному отношению к продуктам, которые мы едим, к своему труду, труду взрослых.
Важной задачей педагога дошкольных учреждений является вовлечение родителей в активную работу с детьми, превращение деятельности в интересную и увлекательную игру. Родители нашей группы принимают активное участие в изготовлении различных пособий и поделок. Мамы связали героев пальчикового театра «Репка», вместе с детьми мы сочинили свои сказки, тем самым пополнили развивающую и окружающую среду, а также дидактические игры.
На мастер-классах мы делали волчки-«цветки» из пластиковой бутылки, своими руками создали Флорариум. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творческих способностей у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы, посещать совместно с детьми мастер-классы.
Как показывает практика, пособия, изготовленные своими руками, детям нравятся больше, и они с удовольствием выполняют предложенные задания.
Благодаря взаимодействию с родителями, в группе появились книжки-малышки «Наши комнатные растения». В планах – продолжить знакомить детей с профессиями, связанными с фермерским хозяйством.