Проектная деятельность по формированию предпосылок ранней профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста
Махова Е.А., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43
Коршева Е.И., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43
Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Игрушка является важным средством воспитания, формирования личности ребенка, способствует умственному, физическому и эстетическому развитию. Игрушка помогает ребёнку исследовать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи. Игрушка является источником накопления чувственного опыта, так как именно на игрушку ребёнок переносит все свои эмоциональные чувства. Сама по себе игрушка ничего для ребенка не будет значить, если он не знает, как и во что с ней играть, поэтому игрушку специально создают в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в социальный мир, в мир труда и профессий взрослых.
У детей младшего дошкольного возраста еще недостаточно жизненного опыта, они мало осведомлены о мире профессий, а ознакомление с окружающим миром и с трудом взрослых происходит уже в младшем дошкольном возрасте: через литературные произведения, игры, общение со взрослыми – так дети узнают о разных профессиях. Наблюдая за играми детей в группе, мы выявили, что у детей мало опыта действий с игрушками (они бросали игрушки, ломали, отнимали друг у друга, использовали их не по назначению). Мы обратили внимание, как детям интересно разобрать игрушку на части, посмотреть, что внутри, как она двигается. Таким образом, нами было принято решение создать условия для развития представлений об окружающем мире через познавательную деятельность по изготовлению игрушек с помощью проекта «Фабрика игрушек» о профессиях людей, которые игрушки создают.
Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, когда результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение и значим для самих открывателей. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать достигнутый результат. На начальном этапе мы поставили задачи – познакомить детей с профессиями на фабрике игрушек: мастер игрушек, художник и шофер. В ходе проекта рассматривали с детьми иллюстрации по теме, провели виртуальную онлайн-экскурсию на фабрику игрушек «Весна», просмотрели презентацию «Как мастерят игрушку (машинку – грузовик) на фабрике». На занятиях и в игровых ситуациях дети знакомились с профессиями, узнавали, где и каким способом изготавливают игрушки, какой материал используют для изготовления игрушек, как игрушки попадают в магазин и почему требуют бережного отношения.
Мы собирали демонстрационные материалы, создавали атрибуты для сюжетно-ролевых игр, пополняли базу для познавательно-исследовательской деятельности, создавали различные картотеки по теме: дидактически игры («Найди пару игрушкам», «Разложи игрушки по полкам», «Игра с орнаментом»), игровые ситуации («Мастерская игрушек», «Чиним зайчику машину», Мастерская художника»), пальчиковые игры («Мы играли, рисовали», «Игрушки»), физминутки («Едем-едем мы домой», «Мои любимые игрушки»), мимические этюды («Заводные игрушки», «Игрушка сломалась»), составили мнемотаблицу «Как рождается игрушка». Также была создана электронная библиотека по теме проекта: стихи А. Барто, сказки В.Г. Сутеева, М.С. Пляцковского, К.И. Чуковского и т.д. Дети познакомились с различными нетрадиционными техниками росписи игрушек (деревянные игрушки расписывали ватными палочками, гипсовые раскрашивали поролоновым оттиском и т.д.). Ребятам любого возраста очень интересен мир экспериментов, поэтому данный вид работы использовали в проекте. Провели опыты: «Тонет – не тонет», «Что тяжелее», «Какие звуки издает сдувающийся воздушный шарик», «Бумажные и резиновые кораблики». В проектной работе участвовали не только воспитатели и ребята, но и родители. С участием родителей создали музей «Орудия труда работников фабрики игрушек», мини-музей «Заводная игрушка». Организовали выставку «Умелые ручки» (игрушки своими руками). Провели итоговое мероприятие «Игрушки в гостях у ребят» (каждый принес любимую игрушку).
Подводя итоги, можно сделать вывод: проектная деятельность очень интересна и взрослому, и ребенку. Работа наполнена различными видами деятельности: дидактические игры, опыты, физминутки, пальчиковые игры, рисование, лепка, аппликация, беседы, сюжетно-ролевые игры.
Игра – основной вид деятельности малышей. Игрушка – основной атрибут деятельности. Дети узнали много интересного о профессиях на фабрике игрушек, об игрушках, которые их окружают, в которые они играют, научились взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.