Обучение детей дошкольного возраста основам безопасного дорожного движения

 Кладько И. С., воспитатель ГБДОУ детский сад № 51

Обучение детей дошкольного возраста основам безопасности является важной задачей, которую необходимо выполнять в сотрудничестве родителей и педагогов. В этом возрасте дети только начинают познавать окружающий мир и ещё не обладают достаточным опытом, чтобы правильно оценивать опасность и принимать решения, которые могут предотвратить потенциальные угрозы. Поэтому основам безопасности следует уделять особое внимание.

Одним из первых важнейших аспектов, с которым  необходимо знакомить детей, является дорожная безопасность. Обучение детей дошкольного возраста основам безопасного дорожного движения является неотъемлемой частью их образовательного процесса. Раннее формирование навыков безопасности на дороге способствует снижению риска дорожных происшествий в будущем и предотвращению возможных травм.

Безопасность дорожного движения — избежание дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

По российскому законодательству безопасность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее степень защищённости его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Изучение правил дорожного движения в дошкольном возрасте помогает детям осознать, что дорога – это место, где необходимо проявлять особую осторожность и соблюдать определенные правила. Программы обучения безопасности на дороге предоставляют возможность детям ознакомиться с различными дорожными знаками, сигналами светофора и другими элементами дорожной инфраструктуры.

 Обучение безопасного дорожного движения имеет огромное значение в современном мире, где дорожные аварии часто становятся причиной серьезных травм и даже смертей. Каждый родитель и педагог должен осознавать необходимость этого обучения и знать, каким образом его проводить.

Во-первых, дети дошкольного возраста очень уязвимы на дороге. Их реакция и внимание еще не развиты полностью, они не всегда понимают, что может быть опасным для их жизни. Поэтому знание основных правил безопасности на дороге поможет ребенку избежать опасных ситуаций и сохранить свое здоровье.

Во-вторых, обучение детей дошкольного возраста основам безопасного дорожного движения помогает им развить навыки самостоятельности и ответственности. Зная, как правильно переходить дорогу, владея навыками правильного поведения на тротуаре, ребенок получает возможность чувствовать себя более уверенно и самостоятельно в общественном пространстве. Это важный этап в его социальной адаптации и формировании.

В-третьих, активное обучение безопасности на дороге в дошкольные годы создает основу для последующего обучения в школе. Раннее формирование правильного отношения к безопасности поможет детям, когда они станут старше, легче усваивать дополнительные правила и знания, связанные с дорожным движением.

И наконец, по мере роста автомобильного парка и развития городов повышается вероятность дорожных происшествий. Основы подсознательного отношения к безопасности, заданные в дошкольном возрасте, могут спасти жизни многих детей. Учитывая, что дети часто становятся пешеходами на дороге, умение правильно оценивать ситуацию и правильно реагировать на дорожные знаки предотвратит возможные аварии.

Одним из важных аспектов обучения дошкольников безопасности на дороге является развитие их познавательных и моторных навыков. Дети учатся определять направление движения автомобиля, переходить дорогу по пешеходному переходу, пользоваться тротуаром или обочиной, а также отличать и понимать значения различных дорожных знаков.

Согласно Федеральной образовательной программе в области формирования основ безопасного поведения в работе с детьми от 4 до 5 лет перед педагогами стоит задача – формировать представления о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Это включает объяснение и обучение детей основным правилам дорожного движения, правильным действиям на дороге, предоставление информации о том, как безопасно пересекать улицу, как пользоваться пешеходным переходом, как правильно садиться и выходить из транспортного средства и т.д.

Организация игровых ситуаций в педагогическом процессе позволяет дошкольникам активно участвовать в обучении, закреплять полученные знания и развивать различные навыки. Например, можно организовать игру “Дорога и сигналы”. Во время игры дети могут выполнять роль пешеходов и водителей, а также учиться распознавать сигналы светофора.

Кроме того, важными этапами обучения безопасности на дороге являются занятия на свежем воздухе и практические тренировки. Организация прогулок в окрестностях детского сада или по близлежащим улицам помогает малышам применить полученные знания на практике и развить навыки пользования дорожным пространством.

Обучение детей основам безопасного дорожного движения должно быть структурированным и систематическим. Родители и педагоги могут использовать различные методы: внедрение в игровую деятельность, чтение историй, просмотр мультфильмов, посещение небольших симуляторов дорожного движения. Главное – это создать безопасную и дружелюбную среду, в которой ребенок сможет усвоить основные правила и осознать их важность.

Помимо этого, важно вовлекать родителей в процесс обучения безопасному дорожному движению. Родители могут играть роль партнеров для малышей, участвовать в лекциях или других практических занятиях, а также обсуждать с детьми правила дорожного движения в повседневной жизни.

В заключение хочу отметить, что обучение детей дошкольного возраста основам безопасного дорожного движения является крайне актуальным и важным. Высокий уровень потенциальной опасности на дорогах подчеркивает важность усилий по формированию правильного отношения к безопасности у самых юных участников дорожного движения. Это позволит им избежать опасных ситуаций и сохранить свое здоровье, а также развить навыки самостоятельности, ответственности и уверенности в себе.

Библиографический список

  1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования // Судебные и нормативные акты РФ URL: https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-25112022-n-1028/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-doshkolnogo-obrazovaniia/ (дата обращения: 04.05.2024).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // ФГОС URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 04.05.2024).