Театрализованная деятельность, как один из методов игровых технологий в коррекционной работе с детьми ОВЗ (ТНР)

Романова Л.В., воспитатель средней группы
компенсирующей направленности ГБДОУ № 25


«Театр – это волшебный мир,
 в котором ребенок радуется, играя
а, играя, познает окружающее»
О.П.Радынова

Метод театрализованной деятельности создаёт условия для игровой активности детей, обеспечивает реализацию ребёнка с ОВЗ в целостном педагогическом процессе.

Реализуя в образовательном процессе такую деятельность, мы решаем следующие задачи:

  • Способствовать развитию речи детей.
  • Расширять словарный запас и совершенствовать диалогическую речь.
  • Способствовать развитию творческого воображения и фантазии.
  • Развивать познавательные способности, нравственно-коммуникативные качества личности.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса. В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Мы считаем, что театрализованная игра является наиболее эффективным методом коррекционной работы. Коррекционная направленность данного вида деятельности основана на возможностях детей дошкольного возраста с ОВЗ проецировать в игровую деятельность социальные связи и личностные взаимоотношения, в которых дети не могут принять непосредственного участия в реальных ситуациях. Игра оказывает самое значительное влияние на развитие ребенка, именно в ней дети учатся полноценному общению, любой из них может проявить себя, компенсируя свои недостатки. Игровая роль помогает ребенку понять своего партнера, управлять своим поведением и раскрыть коммуникативные способности. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарный запас, совершенствуется звуковая культура речи ребёнка, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят детей с ОВЗ перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У них улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализованные игровые технологии наполняют воспитательно-образовательный процесс, делая его весёлым, занимательным и, безусловно, полезным.

Предлагаю коллегам варианты стихов, игр, упражнений, которые вводят ребёнка в театрализованную деятельность и помогают в дальнейшем себя в ней реализовать.

Наш чудесный детский сад —
Это радость для ребят!
Ленты, мячики, машинки,
Разноцветные картинки,
Смех весёлой детворы,
Город сказочной игры!
Виды театров тоже есть,
Их хотим вам перечесть.
Гонзики, бабочки, говорушки,
Куклы, гусенички, разные игрушки…
Научить играть ребенка
Помогает нам театр.
Учит действовать, решать
Жизненный опыт приобретать.

Варежковые куклы
Чтоб развить у рук подвижность,
Гибкость пальцев и кистей.
Куклу-варежку возьмите,
Поиграйте вместе с ней.

Игра на внимание «Хлопай, топай»
 Когда рыбка плывет вверх, дети топают, когда вниз  – хлопают.

Штоковые куклы
Штоковые куклы полезны, важны,
Речь и движенье разовьют они.

Куклы-прыгунки
Вот есть кукла-прыгунок,
Ходить не умеет, только скок да скок.
Координацию движений развивает,
Дети с ней хорошо играют.

Гонзики
Что за чудики такие?
Большеглазые, смешные.
Дружно, весело шагают,
Звуки закреплять нам помогают
И пальцы наши укрепляют.

Упражнение «Комарик»
Мы шагаем, мы шагаем (поднимаем по очереди по два пальца, на которых нет «глазок»),
Лапки кверху поднимаем,
Головою повертели (сделать круговые движения средним пальчиком, на котором надеты «глазки»),
Оттолкнулись, полетели (оттолкнуться, покружить перед собой)
 — ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ!
Звук, чтоб в речи появился,
Надо, братцы, потрудиться.
Повторять его не раз,
Может даже тыщу раз!
Кража! Кража! Грабят, братцы,
Где же стража? Что украли?
Два пера.
Безобразие! С утра?
Вы украли? Мы не брали!
Брали, брали. Крали, крали!
Зашипела змейка— ША.
Ша – ша – ша – ша – как погода хороша!
Прошипела змейка — ШУ.
Шу – шу – шу – шу – никуда я не спешу!
Произносим слоги — ШИ.
Ши – ши – ши – ши – свежим воздухом дыши!
Повторяем слоги — ШО.
Шо – шо – шо – шо – солнце греет хорошо!
Посмотрите, граждане,
Угодим каждому!
Налетайте! Налетайте!
Атрибуты разбирайте.
Подходите, подходите, свои кости разомните!

Ростовые цветы
Есть у нас цветы ростовые,
Необычные такие!
Приглашаем вас их взять,
С ними можно поиграть.

Платковые куклы
Кукла платковая сделана из платка,
Свободу движений развивает она.
Учит двигаться музыке в такт,
Это сможет не каждый из ребят.

Музыкальная фонограмма: Педагоги двигаются соответственно темпу и ритму музыки.

Перчаточный театр
Превращается рука
И в котёнка, и в щенка.
Чтоб рука артисткой стала,
Нужно очень-очень мало:
Специальные перчатки,
Ум, талант – и всё в порядке!

Импровизация «Веселая сказочка»
Жили-были Зайчики, Зайчики-попрыгайчики!
Весело скакали, весело играли! (сжать пальцы обеих рук в кулак, оставить оттопыренными указательный и средний палец).
Вдруг откуда ни возьмись пробираются ежи,
Иголки разноцветные, ежи-то хороши! (сложить в замочек пальцы обеих рук и разжать пальцы).
Ежики вдруг убежали, червячков они позвали,
Маленьких, смешных таких карапузов озорных! (пальцы сжать в кулак, оставить только мизинцы).
Червячки вдруг убежали, птичек в небе увидали,
Птицы по небу летят и на землю все глядят! (соединить пальцы рук и плавно помахать ими вверх и вниз).
Пролетают над полями, над лесами, над цветами!
Вот увидели цветы небывалой красоты! (соединить кисти рук ладошка к ладошке и раскрыть ладошки, растопырить пальчики).
Распустились все цветочки и колышут лепесточки! (шевелить пальчиками).
Вот цветочки все закрылись и тихонько опустились,
Ночь тихонечко пришла, звезды в небо принесла (поочередно поднимать руки вверх, растопыривая пальцы).
Вот какая красота!  Вот и сказка уже вся!

Используя театр бибабо, мы ставим логосказки,  которые помогают не только согласованию местоимений «мой», «моя», «мое», «мои» с существительными, но и формировать основы нравственности.

Спектакль окончен.
Видеть странно,
Как из-за ширмы, все в огнях,
Встают артисты-великаны,
Держа артистов на руках.
Эффективность чтоб повысить, в логосказки поиграй,
Увлеки детей сюжетом, уж тогда и объясняй.

Логосказка «Жадный медвежонок»
Жил в лесу жадный медвежонок. Никто с ним не дружил, потому что самыми любимыми его словами были: «Мой!», «Моя!», «Моё!» и «Мои!»
Однажды шел он по лесу. А навстречу ежик бежит, на спине у ёжика – грибок. «Мой!» – заявил медвежонок и отнял гриб. Ежик заплакал, свернулся клубочком и покатился по тропинке. Медвежонок поддал его лапой и больно укололся. «Бедная МОЯ лапа!» – заревел он.
Прихрамывая, побрел медвежонок дальше. Видит: мышка бежит, а в лапках у нее шишка. «Моя!» – закричал медвежонок и отобрал у мышки шишку. Мышка не стала спорить. Села у сосны. Сидит там, лапкой слезы утирает.
Дальше идет медвежонок. Вдруг, из кустов выпрыгивает зайчонок. Сел на задние лапки, стал яблочко грызть. Не успел и пару раз откусить, как медвежонок с криком: «Моё!», выхватил яблоко. Струсил зайчишка, шмыгнул снова в кусты.
Белочка с полной корзиной лесных орехов тоже оказалась на пути жадного медвежонка. «Мои!» – безо всяких объяснений заявил жадина и отобрал корзину с орехами.
Все лесные звери, завидев жадного медвежонка, разбегались врассыпную, лишь бы ему на глаза не попадаться! А он всё ходил по лесу и кричал: «Мой!», «Моя!», «Моё!», «Мои!»

Для получения эффективных результатов, необходимо привлекать родителей к жизни ребёнка в детском саду, перевести родителей от наблюдателя за игровыми действиями к прямому включению в процесс театральной деятельности. Родители тоже могут стать инициаторами разнообразных театрализованных игр в домашней обстановке. В чем актуальность применения игровых технологий в сфере сотрудничества с родителями:

  • в игре проще происходит освоение, осознание содержания;
  • получение позитивных эмоций;
  • в ходе игры происходит сплочение участников образовательных отношений.

Используя театрализованную деятельность, мы убедились в том, что, играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют несложные задания. Поэтому вышеперечисленные игры включаем в образовательную, совместную и самостоятельную деятельность детей. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремимся к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Театрализованная деятельность всесторонне развивает личность.

Таким образом, используя театрально-игровые технологии, мы находим решение многих проблем современной педагогики, связанных с коррекцией речи дошкольников.  Эта технология играет основную роль в развитии ребёнка и является фундаментом всего дошкольного образования.

Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно,
Всегда готовый утверждать
Все, что на свете человечно.
Здесь все прекрасно – жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра!

Перечень методических материалов:

  • Александр Шибаев «Переполох» Источник: https://allforchildren.ru/poetry/birds117.php
  • Грамматические сказки от Карельской Е.Г. (Из книги Е.Г. Карельской «Растим говорунов» изд. «Дрофа» М. 2007 г.)
  • М.И. Родина «Кукляндия» авторская программа
  • Логопедические чистоговорки из интернет ресурсов.