Мотивация обучающихся к участию в конкурсах: факторы успеха и результаты

Садриева Н.Р., учитель изобразительного искусства ГБОУ школы № 335

Одним из действенных средств формирования нравственных качеств личности является развитие мотивационной сферы. Что скрывать, это центральная проблема всей современной педагогики.

Мотивация — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. С действиями и побуждениями у наших детей слабовато, а психофизиологические процессы под влиянием гаджетов деформируются. Что остается? Потребности! Вот уж удовлетворять свои потребности им очень нравится!  Значит, надо вспомнить, какие возрастные потребности возникают у подростков. Потребность в любви, принятии и признании, в том числе – социальном признании. Ведущая деятельность этого возраста – общение со сверстниками. Следовательно, надо так организовать деятельность, чтобы ребята могли получить и качественное доброжелательное общение, и признание, и одобрение общества. Конкурсная деятельность – идеальная почва для создания как раз таких условий! Например, конкурсы «Святое имя года», «Добрые уроки», «Красота Божьего мира».

Подготовка к конкурсам проводится во внеурочное время: либо в рамках занятий Отделения дополнительного образования, либо на занятиях внеурочной деятельностью. Более свободная творческая обстановка этих занятий позволяет подросткам отдохнуть от давления и страхов, которые они испытывают на уроках. Это плюс. Минус – общая проблема: как заманить их на эти самые занятия?

Мы часто, особенно в начале учебного года, используем такой формат занятия, как экскурсия. Это помогает не только привлечь ребят, но и решить проблему наполняемости. Ведь сходить на прогулку или съездить на интересную экскурсию – совсем не то же самое, что «подписаться» целый год посещать кружок. А когда ребята «погружаются» в тему годового проекта и находят для себя удобную форму участия в нем, им уже нравится то, что они делают.

Какие же формы участия выберут наши дети, какой творческий продукт создадут в конце проектной работы? Эти вопросы самые сложные. Ответа на них нет ни у кого. Ведь все дети любят рисовать, петь, выступать, фотографировать, создавать фильмы и т.д. Возможно, немалую роль играет тема проекта, возраст конкретного ребенка, состав творческой группы, в которой ребенок работает, учителя-кураторы и т.д.

Мы точно знаем, что в начале учебного года нас ждет не только тема нового проекта, кропотливая работа, но и интересные встречи, новые открытия.

В работу годового творческого проекта вовлечены несколько педагогов, ученики и родители трех классов, групп ОДОД и внеурочной деятельности.

Сложился коллектив единомышленников – детей, учителей и родителей, которые вместе открывают новые горизонты знаний, осваивают новые компетенции, а главное – своей деятельностью делают мир лучше!