Проектная и исследовательская деятельность школьников в области изобразительного искусства

Францева С. В., учитель изобразительного искусства ГБОУ школа № 335

Одним из направлений, реализующих требования ФГОС в современной школе, является проектная деятельность. Рекомендованная методическая литература определяет проект как работу, направленную на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Основа метода проектов – развитие познавательных умений обучающихся.

Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности её этапов. Вслед за определением темы и проблемы проекта следует самостоятельное для обучающихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и собственно ее осуществление. Любой проект, который выполняют обучающиеся, включает в себя следующие этапы: поисковый, аналитический, практический, презентационный и контрольный – подведение итогов и анализ выполненной работы.

Учитель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

Занятия внеурочной деятельности по изобразительному искусству дают широкие возможности для реализации творческих и исследовательских проектов. В ходе выполнения проектных заданий обучающиеся оказываются вовлеченными в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Они погружаются в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых знаний по предмету, в рамках которого проводится проект. Кроме того, ученики вместе с учителем выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу.

Как сделать так, чтобы работа обучающихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Прежде всего, начиная работу над проектом, нужно вызвать у учащихся интерес к теме проекта. Поэтому особое место занимает первый этап работы над проектом – «погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы).

Тема проекта должна быть сформулирована доступным для детей языком и так, чтобы вызвать интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, просмотренный видеосюжет или экскурсия. Роль педагога заключается в том, чтобы помочь обучающимся определить и грамотно сформулировать выбранную тему.

Приведу примеры из опыта работы. Одна из тем «Украшение вазы по мотивам греческой росписи» появилась после того, как обучающиеся 5 класса познакомились с культурой Древнего мира на уроках истории и изобразительного искусства. Их заинтересовали расписные вазы. Так возникла идея исследовать виды древнегреческой росписи, используя различные источники информации, изучая экспозицию древнегреческих сосудов из коллекции Эрмитажа. Затем у учащихся возникла мотивация выполнить роспись ваз в краснофигурном и чернофигурном стиле по собственным эскизам.

Тема проекта «Роспись матрешки по мотивам русской сказки» была выбрана в результате знакомства учащихся с декоративным украшением матрешек. В процессе исследования у учащихся возникло желание создать роспись матрешки по мотивам русской сказки.

Творческий проект «Русская красавица» был создан благодаря учебной теме «Народный праздничный костюм».

Особенностью исследовательской и творческой деятельности в сфере изобразительного искусства является создание уникальных произведений детского творчества, отличающихся оригинальным исполнением, нетрадиционным подходом к задуманному, демонстрацией индивидуального видения мира.

Например, изучая многообразие видов, форм, материалов и техник современного декоративного искусства, обучающиеся выполнили творческие проекты «Календарь своими руками», «Авторская роспись молодежных сумок», «Кожевенное дело. Изделия своими руками».

В ходе работы над проектами «Нетрадиционные техники рисования», «Технические приемы акварели» обучающиеся выполнили и представили на выставках свои творческие работы.

И, наконец, проектные работы в области изобразительного искусства отличает их практическая значимость. Результатами проектной работы становятся творческие продукты, которые могут служить методическими пособиями при изучении различных тем по изобразительному искусству.

Таким образом, наряду с традиционным подходом к обучению необходимо предлагать ученикам такие виды деятельности, которые мотивируют их к личностному росту, самостоятельному приобретению новых знаний, развивают творческий потенциал и обогащают их практический опыт.

Применение метода проектов на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности способствует развитию творческих способностей обучающихся, активизации индивидуальной деятельности, формированию исследовательских навыков, развитию навыков сотрудничества, делового общения, опирающихся на сочетание индивидуальной, самостоятельной и коллективной работы, обязательное создание конечного результата деятельности.