Роль театрализации в становлении личности ребёнка дошкольного возраста

Клинкова С. А., воспитатель ГБДОУ № 29

Нравственное воспитание определяет ценности и характер человека, а также основанные на них поступки. Ребёнок приходит в этот мир чистым, как белый лист, дети не рождаются ни злыми, ни жадными, ни завистливыми. Нравственное воспитание он получает в процессе взаимодействия с окружающим его миром. Но чтобы становление морально-этических норм шло в нужном русле, взрослым необходимо контролировать этот процесс. Моральное развитие ребёнка не менее важно, чем его физическое развитие или интеллектуальное.

Самый первый свой опыт социальных отношений и знакомство с моральными нормами и правилами, принятыми в социуме, ребёнок получает уже в раннем детстве в семье. Именно взрослые вводят ребёнка в мир нравственных отношений, устанавливают правила и требования, организуя деятельность ребёнка, таким образом регулируя направление вектора в формировании его личности. Главным фактором развития нравственной сферы детей раннего возраста является воспитание в них любви и привязанности к близким людям, на которых базируется потребность и стремление выполнять требования взрослого, заслужить одобрение, в последующем – проявлять сочувствие, опеку и заботу к окружающим.

Одним из немаловажных средств воспитания нравственности в детях дошкольного возраста является кукольный театр, который развивает, формирует и воспитывает дошкольника как личность. Театр кукол – наиболее распространённая форма взаимодействия педагога с ребёнком и является одним из наиболее доступных и интересных для него способов переработки и выражения своих эмоций, знаний и впечатлений, так как интеграция видов искусств позволяет комплексно и всеобъемлюще воздействовать на малыша, раскрывая его творческий потенциал. Кукла очень близка детскому восприятию, дети общаются и манипулируют куклой на протяжении всего дошкольного, а многие даже раннего школьного детства и воспринимают её как самого близкого друга.

В дошкольный период у ребёнка начинает формироваться своё мировоззрение, отношение к окружающему миру и средства реагирования (характер и интересы). Поэтому в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры доброго отношения, проявление честности, трудолюбия и дружбы. Трудно переоценить значение кукольного театра в воспитательных и познавательных целях. Посредством куклы взрослому легче установить контакт с ребёнком, если ребёнок боится незнакомых, эмоционально закрепощён, – маленькая кукла вызывает меньше страха.

Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка видов искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личной культуры. Кукольный театр воздействует на ребёнка через комплекс художественных средств, таких как:

  • кукла (наглядный образ);
  • художественное слово;
  • музыка (музыкальное сопровождение, песня);
  • декоративное оформление (декорации).

Играя роль, ребёнок эмоционально переживает поступки своего персонажа. Кукольный театр привносит в жизнь дошкольников новое интересное содержание, наполняет её яркими впечатлениями и радостью, мотивирует детей на творчество. Каждое литературное произведение или сказка для детей всегда направлены на воспитание нравственности, поэтому театрализованные игры позволяют формировать опыт социальных навыков. Знакомые и любимые герои становятся для ребёнка образцами для подражания, ребёнок отождествляет себя с героями, старается быть похожим на понравившихся. Именно способность ребёнка к идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.

Такие нравственные понятия, как доброта, честность, милосердие, ярко представлены в образах знакомых ребёнку героев. Посредством театрализаций эти нравственные понятия закрепляются в реальной жизни, проявляются во взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка.