Формирование патриотизма различными формами искусства

Семинар учителей ОРКСЭ и ОДНКНР

17 апреля 2024 года в ГБОУ школе № 315 Пушкинского района Санкт-Петербурга прошло районное методическое объединение для учителей ОРКСЭ и ОДНКНР по теме “Формирование патриотизма различными формами искусства”, целью которого было обобщить и представить педагогическому сообществу Пушкинского района практический опыт работы школы по данной тематике. На мероприятии присутствовало более 30 педагогов.

Участников семинара приветствовала директор ГБОУ школы № 315 Алина Александровна Миренкова. Она обратила внимание педагогов на важности поднимаемой темы и пожелала результативной работы участникам методического объединения.

Колесникова Любовь Васильевна, методист ГБОУ школы № 315, отметила важность и актуальность работы по формированию патриотизма у обучающихся в рамках современного образования. В своём выступлении она сделала акцент на том, что патриотизм, по сути, представляет собой один из компонентов социального заказа, транслируемый не только через цели общественного воспитания, но и через содержание нормативно-правовых документов, регулирующих учебно-воспитательный процесс в школе.

Касаткина Наталья Валерьевна, региональный методист, старший преподаватель кафедры общественно-научного и культурологического образования СПб АППО, методист ИМЦ Пушкинского района, в своём приветствии напомнила о задачах, стоящих перед предметной областью ОРКСЭ, ОДНКНР. А именно, о создании нравственного климата в классе между участниками учебной деятельности и обществе, которое помогает воспитать в детях уважение и любовь к окружающей среде, о чувстве гражданственности и патриотизма, толерантности, о воспитании трудолюбия. О важной роли учителя, который сможет обсудить с детьми социальные и моральные проблемы, пробудить в учениках милосердие, способствовать моральному просвещению, что благоприятно отразится на взаимоотношениях с окружающими и личностном развитии.

Наталья Валерьевна нацелила участников мероприятия на практическую значимость предстоящей работы.

Гости мероприятия приняли активное участие в работе мастер-классов, подготовленных специалистами ГБОУ школы № 315:

  1. Колесникова Любовь Васильевна, методист ГБОУ школы № 315 Пушкинского района Санкт-Петербурга, представила мастер-класс «Познавательная ценность мемуаров как исторических источников», в рамках которого показала воспитательный потенциал мемуаров, раскрыла особые функции литературы, которая оказывает влияние на формирование патриотизма у школьников. Дала алгоритм работы с мемуарами.
  2. Евстратова Оксана Юрьевна, заместитель директора по ВР, учитель ОРКСЭ и ОДНКНР, показала мастер-класс «Формирование ценностных ориентаций через киноуроки», на котором участники познакомились с проектом «Киноуроки в школах России», нацеленным на создание системы воспитания детей и молодежи, в основе которого профессиональные художественные фильмы для разных возрастных групп. Педагог познакомила гостей с перечнем фильмов, направленных на формирование патриотизма у детей и молодёжи. Также Оксана Юрьевна рассказала участникам семинара о важности системы работы над социальными практиками как закреплением нравственных понятий, раскрытых при просмотре фильмов.
  3. Веселова Мария Маратовна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории, на мастер-классе «Работа с иллюстрацией – важнейший компонент формирования культуры школьников» показала возможности педагогической технологии “педагогическая мастерская”, цель которой подтолкнуть учеников к исследованию, познакомить с отечественной культурой, сформировать чувство патриотизма, гражданственности, уважения к исторической памяти, дать возможность проявить свою индивидуальность и сформировать новые знания. Участники, используя приём ” метод фрукта», смогли творчески проанализировать картину Василия Перова “Приезд институтки к слепому отцу”. Безусловный плюс мастерской – это возможность использовать цветные карандаши и абсолютное отсутствие неправильных ответов, что позволило участникам чувствовать себя комфортно и погрузиться в атмосферу творчества. В завершение работы коллеги написали несколько хэштегов, отражающих суть всей мастерской.
  4. Шурупова Екатерина Сергеевна, педагога-психолог, учитель ОРКСЭ и ОДНКНР, на мастер-классе «Сказка как инструмент работы на уроках ОДНКНР и ОРКСЭ» показала коллегам, как можно создавать свои тематические сказки, как придумывать сказки командой, развивая сюжет по определенному алгоритму. Представила особенности работы со сказочными героями через их архетипы, сделала акцент на методических возможностях работы со сказкой с целью развития нравственных ценностей ребенка и самого себя

В заключение Касаткина Наталья Валерьевна подвела итоги работы РМО, выразив огромную признательность коллективу учителей ГБОУ школы № 315 за глубину раскрытия темы, подготовку и проведение РМО на высоком профессиональном уровне.

Участники семинара поблагодарили коллектив школы за представленный опыт, который можно использовать в педагогической деятельности.

Фотографии мероприятия