Особенности уроков химии для детей с ограниченными возможностями здоровья

Веремей А.Д., учитель химии ГБОУ школы-интерната № 8

Мартовское заседание методического объединения учителей химии Пушкинского района было проведено на базе школы-интерната № 8 с целью обсуждения проблем преподавания уроков химии для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Гостей в школе встречали дежурные девятиклассники, которые провожали их в кабинет химии на третий этаж через второй этаж, демонстрируя участникам семинара новенькие красиво оформленные зоны творчества, отдыха и спорта, приспособленные для организации досуга воспитанников и проведения с ними занятий внеурочной деятельности.

Руководитель районного методического объединения учителей химии Подкопаева Елена Александровна начала заседание с краткой характеристики сущности инклюзивного образования.

Инклюзивное образование (совместное обучение) – форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, социальных, эмоциональных, ментальных, языковых, интеллектуальных и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. При этом для людей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия: перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план.

Об особенностях уроков химии для детей с ограниченными возможностями здоровья рассказала автор статьи, учитель химии школы-интерната № 8 Альбина Дмитриевна Веремей.

«Как редко ребенок бывает таким, как нам хочется…»
(Януш Корчак)

В коррекционной школе-интернате № 8 обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, обусловленными задержкой психического развития – это понятие, которое говорит о замедлении темпа психического развития и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. При психофизическом инфантилизме характерны нарушения динамики умственной работоспособности; снижение объема памяти и внимания.

Именно для обучения и воспитания таких детей в школе созданы все условия: просторные классы и спальные комнаты, столовая и медицинский центр, актовый и спортивный залы; отделение ДАР, где проводятся занятия с логопедами и педагогами-психологами; хорошо оборудованные кабинеты химии и физики, технологии для мальчиков и девочек, ОБЖ, музыки, информатики, английского языка.

Адаптированная программа отражает содержание обучения предмету «Химия» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение учебным предметом «Химия» представляет определенную трудность для обучающихся с ЗПР. Это связано с особенностями мыслительной деятельности, периодическими колебаниями внимания, малым объемом памяти, недостаточностью общего запаса знаний, пониженным познавательным интересом и низким уровнем речевого развития.

Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Химия» необходима адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям данной категории обучающихся, учет их особенностей развития: использование алгоритмов, внутрипредметных и межпредметных связей, постепенное усложнение изучаемого материала.

При изучении химии необходимо осуществлять взаимодействие на полисенсорной основе. Теоретический материал рекомендуется изучать в процессе практической деятельности. Возможно выделение отдельных уроков на решение задач в связи со сложностью анализа текста обучающимися с ЗПР. Органическое единство практической и мыслительной деятельности обучающихся на уроках химии способствует прочному и осознанному усвоению базисных химических знаний и умений. Особое внимание при изучении химии уделяется изучению «сквозных» понятий и формированию навыка структурирования материала.

В этом году у нас три восьмых класса.

Класс 8 а – достаточно обучаем, большая часть учащихся обладает средним уровнем учебной мотивации, но есть ученики – «выскочки», которым кажется, что они уже все знают и пытаются высказываться по тому или иному вопросу, что ведет к потере времени и отвлечению учащихся от темы урока, поэтому я стараюсь коротко объяснять нелепость их выступлений и плавно направлять умственную деятельность детей по теме урока.

8 б – класс ТНР – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики. Развитие речи ребенка связано с постепенным овладением родным языком: с развитием фонематического слуха и формированием навыков произнесения звуков, с овладением словарным запасом, правилами синтаксиса и смысла речи. Таким детям легче выполнять задания, представленные в наглядном виде.

В 8 в классе есть ученики, которые всегда стремятся быть в центре внимания с гиперактивным поведением – это расстройство, характеризующееся повышенной активностью и возбудимостью, одновременно в классе учатся дети с чрезвычайно низким уровнем темпа учебной деятельности. Учителю приходится одновременно организовывать непрерывную работу первых и мотивировать работу вторых.

С целью реализации принципа общедоступности и адаптивности образования дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются с помощью коррекционно-развивающих педагогических технологий.

«Коррекционно-педагогическая деятельность – планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс, реализуемый с детьми и подростками, имеющими незначительные отклонения в развитии и поведении, и направленный не только на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств недостатков поведения, но и на создание необходимых условий для их личностного развития, адекватной интеграции в социум».
(А.Д. Гонеев)

Химия как наука о веществах включена в расписание уроков на более поздней стадии обучения в школе – в 8 классе. Учебник О.С. Габриеляна говорит, что это не случайно, так как этот предмет требует к себе особого, взрослого и ответственного отношения, являющегося залогом безопасного отношения с веществами. Восьмиклассники доросли до изучения химии.

«Химик, который может извлечь из своего сердца атомы сострадания, уважения, желания, терпения, удивления и снисхождения и соединить их вместе, получит молекулу, называемую любовь».
(Арабский философ XX века Халил Джебран)

Несмотря на то что к восьмому классу учащиеся школы-интерната уже прошли цикл развивающих коррекционных занятий, однако, не у всех сформировано устойчивое внимание, долговременная память, воображение, познавательная активность; логическое мышление развито на низком уровне, абстрактное мышление, как правило, отсутствует; речь носит бытовой характер. Известно, что учебная мотивация падает, так как у пятнадцатилетних современных детей появляется множество интересов помимо учебы.

 «Вопрос мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения».
(П.Я. Гальперин)

Мотивация должна быть направлена на развитие интереса и познавательной активности, что способствует успешности обучения. Принимая восьмиклассников на уроки химии, учитель ведет две линии, способствующие повышению учебной мотивации к изучению химии:

  • объясняет сложность предмета и актуальность химии в современном мире;
  • вызывает интерес к предмету с помощью ярких рассказов об истории развития химии, об алхимии, о выдающихся ученых-химиках.

С первых уроков вырабатываем правила работы в тетрадях по химии и правила техники безопасности на уроках химии. Ученики с ограниченными возможностями здоровья на уроке должны находиться в состоянии постоянной учебной деятельности, и задача учителя – спланировать и организовать учебную деятельность каждого ученика. Особенность мотивации – ее периодичность: из урока в урок, из темы в тему она должна воплощаться в различных формах на всех этапах урока – это доступная форма подачи учебного материала, доброжелательная атмосфера на уроке, создание ситуации успеха, чередование разнообразных форм и приемов.

1. Этап – исходная – побуждающая мотивация

Прием «удивляй» направлен на активизацию мыслительной деятельности. Начало урока с «яркого пятна» побуждает интерес учащихся к изучаемому материалу. Пример: тема «Фосфор».

Зачитывается отрывок из повести Конан Дойля «Собака Баскервилей», и формируется проблема, которая будет решена после знакомства с физическими и химическими свойствами фосфора: «Действительно ли на морде собаки был фосфор?» Только названия приемов мотивации на первом исходном этапе урока: «девиз», «эпиграф», «знаете ли вы что…», «визуальный ряд», «загадка», «ассоциации», «покопаемся в памяти», «верите ли вы, что», «черный ящик», «противоречивые факты», «работа с текстом», «проблемный вопрос» – дают возможность для учебной мотивации и активизации познавательной деятельности учащихся в начале каждого урока.

2. Этап – подкрепление и усиление мотивации

Приемы второго этапа урока направлены на поддержание учебной мотивации при изучении нового материала курса химии. Примеры приемов второго этапа урока: «прием создания проблемной ситуации», «наглядные примеры», «советы химчистки», «учебная проблема», «пометки на полях», «восстанови текст», «верные и неверные утверждения», «верю – не верю», «найти соответствие»; поиск причинно-следственных связей, работа с текстом, создание опорных конспектов, использование отрывков из художественных произведений, иллюстраций произведений изобразительного искусства; межпредметные проблемные вопросы и связи с физикой, историей, географией, биологией, математикой.

3. Этап завершения урока

 Положительная установка на выполнение домашних заданий и на дальнейшее учение. Приемы: «лови ошибку», «закончи схему, таблицу, конспект», «ассоциации», «аналогии», «химия дома», «химия в магазине», «возращение к эпиграфу», «поиск закономерностей».

Мотивация должна пронизывать весь урок, проявляясь по-разному.

«Все наши замыслы, все поиски и построения
превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»

(В.А. Сухомлинский)

Химия – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Её основа – практическая работа – основной путь формирования предметных и метапредметных результатов, потому что пассивное наблюдение учеников, сопровождаемое разъяснениями учителя, рассмотрение готовых таблиц, бесцельный просмотр видеоматериалов могут в значительной степени увеличить трудности детей в процессе учения. Практическая работа формирует основные виды учебных действий: умения работать с таблицами, химическими текстом, терминологией. Учащиеся учатся устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, систематизировать, классифицировать, обобщать, выявлять закономерности, делать выводы, что способствует реализации личностно-деятельностного подхода и формированию элементов научного мировоззрения учащихся.

Учебник «Химия» 8-9 О.С. Габриеляна очень хорош для успешных детей. Воспитанники школы-интерната не всегда могут правильно прочитать текст учебника и понять его химический смысл с многочисленными определениями, формулами, уравнениями химических реакций, поэтому оформляем урок в тетради в структурированном виде: схемы, таблицы, опорные символы и конспекты, рисунки, краткие конспекты, формулы, определения, уравнения химических реакций. В результате работы на уроке у каждого ученика формируется краткий личный учебник по химии, который можно повторить при подготовке к уроку на самоподготовке и использовать во время проведения самостоятельных, проверочных и практических работ. В структурировании учебного материала для рабочих тетрадей максимально привлекаются сами ученики: они на классной доске пишут по очереди формулы химических веществ, составляют уравнения химических реакций, под руководством учителя и с его помощью решают задачи, отвечают на теоретические вопросы, составляют цепочки химических реакций.

Учитель в нашей школе загружен предельно, так как ученики должны быть под контролем постоянно. Перед первым уроком учитель принимает детей около раздевалки и ведет их в класс на первый урок, на первой перемене учитель ведет класс в столовую на первый завтрак, на второй перемене гуляем с классом на улице, на третьей перемене – второй завтрак, кроме того, в течение недели учитель несколько перемен дежурит в зоне отдыха. На урок химии учитель принимает учащихся в классе и ведет их в кабинет химии. Урок начинается с записи в тетради даты, домашнего задания, темы урока, проверки. В проверку входят письменные ответы на десять вопросов, их фронтальная проверка и самооценка. Затем знакомимся с новой темой, а закрепление – серия вопросов, на которые учащиеся отвечают по цепочки с места. В конце каждой темы проводится урок развивающего контроля – «листая учебник». На контрольную работу подбираются задания, ответы на которые учащиеся могут найти в учебнике и в тетради. Так мы работаем с учебником, потому что многие ученики редко заглядывают в него по разным причинам: не успел, забыл учебник, трудно и непонятно. Да и времени у них не хватает: после обеда начинаются внеурочные занятия, кружки, спортивные секции – все направлено на постоянную занятость детей, а на самоподготовку времени недостаточно.

Пересматривая многочисленные листы своей рабочей программы по химии, с большим удовлетворением констатирую, что программу выполняю в полном объеме, а самое главное – выполняю практическую часть программы, то есть провожу все лабораторные опыты и практические работы по химии. А именно практическая часть программы есть показатель уровня предметных результатов, потому что ни одну практическую работу ученик не выполнит без определенных теоретических знаний по химии: знания законов и научной терминологии, химических символов, формул химических веществ, формул для решения химических задач, правил составления уравнений химических реакций. Так как школа коррекционная, все лабораторные опыты и задания практических работ проводит учитель. Учащиеся стоят вокруг демонстрационного стола (в коррекционных классах 14 – 17 учеников). Они внимательно наблюдают за опытами, которые проводит учитель, запоминают формулы веществ, вступающих в химические реакции, предполагают о результатах химических реакций, повторяют и соблюдают правила безопасности проведения лабораторных опытов. По окончании опытов возвращаются на свои рабочие места и с помощью учителя оформляют результаты лабораторных исследований и заданий практических работ. При изучении теоретического материала учитель четко, кратко и научно формулирует основные положения изучаемой темы, которые ученики вписывают в свой конспект. Символы химических элементов, формулы химических элементов, уравнения химических реакций, условия задач, формулы для решения задач записывают по очереди на классной доске ученики, им это очень нравится, они с удовольствием бегут к доске с учебником, рассчитывая на помощь учителя при выполнении задания и поощрение за правильное выполнение. Устные ответы по химии заранее подготовлены: ученикам даются доступные задания, они составляют конспект по теме, учитель его проверяет, и ученик выступает перед классом. При таком подходе формируются ответственность за выполнение порученного задания и создается ситуация успеха при публичном выступлении по теме.

Так шаг за шагом ученики коррекционной школы-интерната штурмуют великую науку – химию, и пусть не у всех блестящий результат в ее изучении, но интерес присутствует на каждом уроке. И каждый ученик хорошо понимает, что «…широко распростирает химия руки свои в дела человеческие… Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде перед очами нашими встают успехи её прилежания». (М.В. Ломоносов)

Гостям были продемонстрированы схемы, графики, таблицы, опорные конспекты, разработки уроков развивающего контроля; ученические индивидуальные проекты, проверочные работы «на входе» и на «выходе»; подборки материалов по темам: система коррекционных работ на уроках химии, формирование универсальных учебных действий на уроках химии, технологии развития регулятивных учебных действий, реализация развивающих и воспитательных задач на уроках химии; коллективный проект «зелёная химия» для внеклассной работы, презентация с фотографиями уроков химии в школе-интернате № 8.

Гости выразили огромную благодарность за прием, отметили порядок и методическую целесообразность в оформлении кабинета химии и здания школы в целом.

Система коррекционной работы на уроках химии

Химия – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Её основа – практическая работа – основной путь формирования предметных и метапредметных результатов. Именно поэтому в календарно-тематическом планировании введена графа «Практика», которая предусматривает не только уроки-практикумы, но и элементы практических заданий на каждом уроке, что способствует реализации личностно-деятельностного подхода и формированию элементов научного мировоззрения учащихся. Личность формируется и проявляется в деятельности, поэтому педагогические процессы и явления необходимо организовывать в логике целостного рассмотрения всех основных компонентов деятельности: ее целей, мотивов, действий, интересов, способов регулирования, контроля и анализа достигаемых результатов. Если какой-то компонент деятельности не сформирован, требуется коррекция этого компонента. Для планомерной и систематической коррекционной работы разработаны комплексы коррекционных упражнений.

Комплексы коррекционных упражнений

Дидактические функции. Дидактика – наука об обучении, его целях и содержании, методов, средствах организации обучения

Примеры коррекционных упражнений

Комплекс, обеспечивающий произвольность психических процессов, сформированность важнейших действий.

Ориентация ученика на всю систему требований, определенных учебной задачей; принятие целей, заданных учителем; поддержка внимания на учебной задаче; систематизация знаний; коррекция восприятия; тренировка памяти; развитие навыков запоминания.

1. Коррекция восприятия – какой химический знак лишний?
2. Концентрация внимания и памяти – натрий – это не неметалл, а …?
 3. Словарная работа – учитель проговаривает определение, ученики записывают химический термин.
 4. Развитие оперативной памяти – просмотр кинофрагмента, ищем ответы на заранее поставленные вопросы.
5.Упражнения на развитие зрительной памяти на основе сопоставления – демонстрация и описание коллекций химических веществ.

Комплекс, направленный на развитие мышления.

Учет особенностей мышления, овладение навыками логических операций: абстрагирование, обобщение, анализ, синтез, классификация, сравнение, выделение существенных признаков, установление причинно-следственных связей.

1. Развитие аналитико-синтетической деятельности – прочитать тему урока, записанную с помощью цифр.
2. Развитие операции соотнесения – расставить карточки к выставленным на столе металлам.
3. Коррекция слухового восприятия и логического соотнесения – найти «лишнее слово» в перечне терминов или символов.
4. Установление причинно-следственных связей – химическая реакция – причина, а следствие…?

 

Развитие произвольного восприятия, переключение внимания с одного вида деятельности на другой; тренировка доминантных анализаторов в ходе урока; работа по аккуратному выполнению заданий; самоконтроль и взаимоконтроль выполненных заданий.

1. Коррекция зрительного восприятия, тренировка образной памяти – тема урока записывается на геометрических фигурах, которые после показа закрываются, и задается вопрос: «какая буква записана на квадрате?»
2. Коррекция слухового восприятия – отгадайте загадку…
3. Синтез деятельности анализаторов – работа с моделями, схемами, таблицами, графиками, химическими рисунками.

Комплекс, обеспечивающий поведенческую саморегуляцию.

Регуляция поведения и естественной двигательной активности, сдерживание непроизвольных эмоций и желаний; способность к ответственному поведению и сознательной дисциплине; эмоционально-положитель-ное восприятие учеником системы своих отношений со сверстниками и учителями; овладение навыками самоанализа и самоконтроля.

С целью регуляции поведения, овладения учащимися навыками самоанализа и самоконтроля следует включать в урок задания по самостоятельной обработке учебной информации и последующему самоконтролю, например, «выполни задание и проверь», «сравни свои записи с записями на доске и оцени».

Целесообразно моделировать учебные ситуации с переносом только что показанного способа обработки учебной информации на свое индивидуальное задание, практиковать работу в паре, организуя взаимопомощь и взаимопроверку.

Комплекс, направленный на работу с химическим текстом и химической терминологией.

Коррекция смыслового чтения, выделение главного в тексте; составление планов и кратких конспектов по изучаемому химическому тексту, ответы на вопросы по тексту; умение ученика найти необходимую химическую информацию; химическая терминология – значительная основа знаний по химии.

1. Смысловое чтение – чтение несложных и не требующих объяснения химических текстов.
2. Обучение приемам составления простого и сложного планов, краткого и полного конспектов при чтении вслух изучаемого текста.

3. Система работы с химической терминологией, которая создает на уроке атмосферу заинтересованности, запоминания, мотивации; формирует элементы научного мировоззрения.
4. Формирует учебное действие, направленное на поиск необходимой химической информации.
5. Воспитание гордости за свои успехи в учебе, создание ситуации успеха.
6. Формируют коммуникативные учебные действия.

Комплекс, направленный на работу с химическими формулами и химическими уравнениями.

Формирование элементов научного мировоззрения, логического и абстрактного мышления, интереса к научным знаниям; создание ситуаций успеха и мотива к обучению, коррекция самооценки и межличностных отношений; коррекция внимания и памяти, усидчивости и аккуратности, уважения к научной деятельности.

Виды работ:

– Ученик составляет и записывает на доске формулы или уравнение химической реакции с помощью класса: одноклассники с места подсказывают номер химического элемента, коэффициент, название химического вещества, тип химической реакции.
– 10 вопросов «или – или».
– 10 вопросов «продолжить или закончить предложение».
– 10 вопросов «дать понятие по определению».
– 10 вопросов «сопоставить определение и химический термин или химическую формулу и название вещества.

Комплекс, направленный на решение задач.

Выведение формул для решения задач по химии, определение единиц измерения; выяснение причинно-следственных связей, установление межпредметных связей с математикой и физикой; коррекция логического и развитие абстрактного мышления; развитие учебных действий по применению теоретических знаний на практике.

1. Чтение задачи и ее анализ: что известно, что надо найти.
2. Оформление условия задачи на доске.
3. Выбор главной формулы, исходя из того, что надо найти. Анализ формулы: что известно, что неизвестно.
4. Подбор формул для нахождения неизвестного.
5. .Дальнейшее решение идет в обратном направлении: в полученные формулы от последней к первой записываются данные задачи с единицами измерения – так решение подходит к ответу.
6. Ответ записывается, исходя из того, что нужно было найти.

Комплекс, направленный на выполнение практической части программы по химии.

Демонстрация лабораторных опытов и проведение практических работ направлены на коррекцию логического и развитие абстрактного мышления; развитие учебных действий по применению теоретических знаний на практике, умений делать выводы, составлять уравнения химических реакций, понимать химические рисунки, таблицы и схемы; коррекцию внимания, памяти, межличностных отношений.

1. Учащиеся встают вокруг демонстрационного стола и наблюдают за ходом химических реакций.
2. Все химические опыты проводит учитель, сопровождая их вопросами о технике безопасности.
3. Учащиеся по просьбе учителя записывают на доске формулы химических веществ, вступающих в химическую реакцию.
4. Вернувшись на рабочее место, ученики оформляют лабораторные опыты в рабочих тетрадях, практические работы – в тетрадях для практических работ по плану учебника.