Лучшие практики наставничества в работе с детьми с ОВЗ

Литвинова Д.И., учитель начальных классов ГБОУ школы-интернат №8
Муковнина Т.Н., учитель начальных классов ГБОУ школы-интернат №8

Высшее искусство, которым обладает учитель, –
это умение пробудить радость от творческого выражения и получения знаний
Альберт Эйнштейн

27 марта на базе ГБОУ-школы-интерната №8 в рамках XIV Петербургского международного образовательного форума, прошёл семинар на тему «Лучшие практики наставничества в работе с детьми с ОВЗ».

Мы организовали и провели мастер-класс на актуальную тему «Реверсивное наставничество в рамках технологии проектирования внеурочной деятельности Разговоры о важном». Литвинова Дарья Игоревна-молодой специалист школы и Муковнина Татьяна Николаевна – педагог с большим опытом работы.

Что же такое реверсивное наставничество?

Реверсивное наставничество – нетрадиционная форма развития профессиональных отношений между субъектами образовательного процесса разного возраста. Обе стороны этой формы наставничества вынуждены выйти из зоны комфорта и научиться думать, работать и обучаться по-новому, толерантно воспринимать социальные, возрастные и коммуникативные особенности друг друга. Молодой специалист ощущает свою значимость в школьном учреждении, растёт его профессиональное мастерство и возможность остаться в школе. Реверсивное наставничество является источником дополнительной возможности восполнения дефицита ресурсов для реализации собственных инициатив, образовательного дефицита.

Но в то же время, исследование компетенций педагогов показывает, что у педагогов-стажистов наблюдается тенденция, чем старше педагог, тем более вероятно то, что он не успевает за техническим информационным прогрессом, в отличие от молодых специалистов. 

Молодые педагоги, в свою очередь, испытывают трудности в методическом становлении, в процессе организации урока, выборе форм и методов обучения.

Анализируя эти данные, мы видим проблему, в том, что классическая система наставничества имеет место быть, но требуются новые формы взаимодействия, которые позволят повысить уровень информационной компетентности «возрастных» педагогов и при этом будут способствовать росту профессионального мастерства молодых педагогов.

Решить данную проблему поможет изменение классического метода наставничества и внедрение в школе модель реверсивного наставничества.  Поэтому, с поддержкой администрации школы, мы решили реализовывать реверсивную форму наставничества.

Примером стало занятие по внеурочной деятельности «Разговоры о важном». Педагоги адаптировали материал под особенности детей нашей школы. Совместными усилиями разработали занятия с применением интерактивных заданий.

В рамках реверсивного наставничества Татьяна Николаевна регулярно показывает, как использовать разнообразные формы и методы взаимодействия с детьми, на определенных этапах урока.  Совместно с Дарьей Игоревной разрабатываются интерактивные задания и способы их проверки в программах LearningApps, Wordwall, PowerPoint.

Два педагога-два стиля работы. Наша совместная работа, позволяет детям раскрыть творческий потенциал, создать ситуацию успеха для детей с ОВЗ, способствующую развитию их познавательной активности.