Руфова Е.В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 29
Землякова Н.В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 29
Серёжина М.Р., учитель-дефектолог ГБДОУ детский сад № 29
Вязаные игрушки очень необычны и интересны. Поскольку поверхность такой игрушки имеет ребристую структуру, которая во время прикосновений осуществляет легкий массаж пальчиков ребёнка, использование таких игрушек в дидактических играх оказывает весьма благоприятное воздействие на развитие ребёнка. В связи с этим предлагаем вашему вниманию дидактические игры и упражнения с разноцветными мячиками, обвязанными крючком.
В основе мячика лежит обычный шарик для сухого бассейна. Обвязываются такие шарики легко и быстро. Пряжу для вязания желательно подбирать потолще (около 200 м на 100 г) и использовать пряжу различного состава (хлопковую, шерстяную, полушерстяную, вискозную). Таким образом, мячики будут различные на ощупь. Для детей младшего дошкольного возраста лучше брать яркие чистые цвета, для детей постарше – более сложные цвета и оттенки.
Дидактические игры
- «Найди нужный цвет»
Цель: закрепление сенсорного эталона (цвета), знакомство с оттенками цвета, развитие слуховой памяти.
Игровой материал: мячики разных цветов, выложенные в ряд в произвольном порядке.
Ход игры: ребенку предлагается найти мячик определенного цвета, либо оттенка. - «Положи правильно»
Цель: развитие внимания и умения правильно использовать в речи предлоги.
Игровой материал: мячики разных цветов, выложенные в ряд в произвольном порядке, и любой предмет: мелкая игрушка, машинка, картинка и т.п.
Ход игры: ребенку предлагается положить предмет или картинку на определённое место. Например, перед красным мячиком, за желтым мячиком, под синий мячик, рядом с зеленым мячиком, между красным и синим мячиком и т.д. - «Возьми мячик»
Цель: развитие внимания, пространственных представлений; закрепление порядкового счета, умение правильно использовать в речи предлоги.
Игровой материал: мячики разных цветов, выложенные в ряд в произвольном порядке.
Ход игры: ребенку предлагается взять: первый (второй, третий…) мячик, последний мячик, мячик, который находится между красным и синим (за синим, перед красным, справа от синего, слева от желтого и т.д.) - «Сосчитай шарики и назови их цвет»
Цель: развитие восприятия цвета, умения пересчитывать предметы по порядку.
Игровой материал: мячики, выложенные в ряд в произвольном порядке.
Ход игры: ребенку предлагается сосчитать мячики, называя порядковый номер и цвет. Например, первый шарик желтый, второй шарик розовый и т. д. - «Попади в цель»
Цель: развитие мелкой моторики кистей рук, координации движения, пространственной ориентировки.
Игровой материал: мячики, сложенные в корзину.
Ход игры: на полу отмечается место, с которого должен быть совершён бросок, а напротив цель, в которую нужно попасть мячиком. Расстояние до цели определяется в зависимости от возраста ребёнка. - «Прокати мяч по дорожке»
Цель: развитие речевого дыхания.
Игровой материал: кубики, мячики, корзина.
Ход игры: на столе выкладываются из кубиков две параллельные линии. Расстояние между линиями – немного больше диаметра мячика. В конце дорожки у стола ставится стул с корзиной для скатывающихся мячиков. Ребёнок кладёт мячик в начало дорожки и дует на него до тех пор, пока мячик не скатится в корзину. Следите за тем, чтобы щеки у ребенка не раздувались! Вдох через нос, выдох через рот! - «Забей гол!»
Цель: развитие речевого дыхания.
Игровой материал: мячики, пластиковая прямоугольная корзина, трубочка для коктейля.
Ход игры: на придвинутый к столу стул ставится прямоугольная корзина (на боковую её сторону). Корзину необходимо установить так, чтобы она находилась чуть ниже уровня стола и была вплотную придвинута к нему. Это обеспечит удобное закатывание мячей в ворота. Ребёнок кладёт мячик на противоположный край стола и дует на него через коктейльную трубочку до тех пор, пока мячик не закатится в корзину. Вдох через нос, выдох через рот! - «Запомни и назови»
Цель: развитие зрительной памяти, закрепление сенсорного эталона (цвет), закрепление количественного и порядкового счета.
Игровой материал: мячики.
Ход игры: педагог предлагает ребенку выкладывать по очереди мячи, называя их цвет. После того как все мячи выложены (количество мячей зависит от того, какое количество предметов ребенок способен удержать в памяти), ребенок называет цвет мячей в выложенной последовательности и запоминает её. Педагог фотографирует последовательность. Далее мячи перемешиваются, и ребёнку предлагается заново выложить ряд мячей по памяти. После выполнения задания ребёнок выложенный ряд сверяет с фотографией. - «Принеси мячи Бубе»
Цель: развитие координации движений, ловкости; закрепление сенсорного эталона (цвет), закрепление количественного и порядкового счета.
Игровой материал: мячики, игрушка Буба (или любая другая), ложки.
Ход игры: Создание игровой ситуации: Буба хочет поиграть в мячики. Давай мы будем носить их Бубе в ложке. С какого начнем? Ребенок выбирает цвет, называет его. Педагог предлагает положить мячик в ложку и пронести его в ложке, не придерживая другой рукой. Можно спросить Бубу, сколько мячей ему нужно и каких цветов. Более ловкие дети могут носить мячи двумя ложками (левой и правой рукой). Во время игры педагог спрашивает у ребенка, какой по счёту мяч он принес? По окончании игры можно пересчитать мячи, называя их цвет. - «Найди мяч на ощупь»
Цель: развитие тактильного восприятия.
Игровой материал: мячики, мешок.
Ход игры: Перед ребенком выкладывается несколько мячей и предлагается ощупать их по очереди пальчиками. Педагог обращает внимание ребенка на каждый мяч: гладкий, колючий, шершавый и т.п. Затем ребенок выбирает, какой мяч он будет искать в мешке. Мячи складываются в мешок, ребенок опускает в него руки и на ощупь находит нужный мячик.
Дети очень любят игры с мячами. Ну а если мячей много, они яркие и привлекательные на вид, то они легко и с большим интересом включаются в любую дидактическую игру! Это особенно важно для детей с задержкой психического развития, поскольку заинтересовать, увлечь и удержать внимание таких ребят бывает весьма затруднительно. Игры с разноцветными вязаными мячиками развивают тактильную чувствительность, мелкую и крупную моторику, координацию движений, математические способности (сенсорное восприятие, ориентировку в пространстве, количественный и порядковый счёт), способствуют развитию речи детей.
Предложенные нами игры можно использовать не только на подгрупповых и индивидуальных занятиях, но и успешно применять при проведении утренней гимнастики и физкультурных занятий.