Формирование предпосылок ранней профессиональной ориентации посредством проектной деятельности

Атлас хлебных профессий

 Конах С.В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43
Тимофеева О.В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43

Мир профессий в обществе – сложная, постоянно развивающаяся система. Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в детстве. Именно тогда примеряются роли доктора, повара, продавца, шофера — тех специальностей, которые видит ребенок вокруг себя. Ещё несколько лет назад мы знакомили детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, но на современном этапе этого недостаточно.

Поскольку профессиональная ориентация закладывается с детства, и чтобы упростить профессиональный выбор ребёнка в будущем, необходима ранняя подготовка, которая формирует у детей представления о мире разнообразных профессий. В процессе этой работы следует формировать у ребёнка уверенность в себе, поддерживать его первые начинания в любой понравившейся ему деятельности. Уже в старшем дошкольном возрасте у детей складываются представления о мире профессий, и они могут оценить свои возможности.

Мы живём в мире цифровой экономики. Бизнесмены строят роботизированные фабрики, врачи оперируют с помощью технологий виртуальной реальности, службы спасения осматривают с беспилотников труднопроходимые леса. По прогнозу аналитиков к 2030 году исчезнут не менее 30 интеллектуальных профессий: бухгалтер, журналист, переводчик, логист, статистик и прочие. К устаревающим рабочим профессиям уже отнесены курьер, инспектор ДПС, швея, официант и другие. В то же время появятся новые профессии: генетический консультант, проектировщик интерфейсов беспилотной авиации, разработчик интеллектуальных туристических систем и другие.

Именно в детском саду воспитанники знакомятся с многообразием профессий. Эти элементарные знания помогут детям расширять свои представления о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе знакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе. Дети проявляют интерес к современной технике. Но когда мы спросили у них, кто же создаёт эту современную технику, их ответы оказались весьма поверхностными.

В нашей группе мы начали реализовывать проект по ознакомлению детей с современной профессией крио-технолога /кондитера. Для начала надо было познакомить детей с понятием хлебопекарного производства на примере хлебокомбината через знакомство с профессиями «Хлебопёк», «Технолог пищевого производства», «Пиццмейкер», «Инженер-укладчик». Оказалось, что ни с одной из этих профессий дети не знакомы. Мы решили с помощью проекта расширить эти знания и принялись с огромным интересом изучать особенности этих профессий.

В ходе проекта мы выяснили, где действительно «растут» булки, проследили весь путь хлеба: от зёрнышка до нашего стола, увидели разнообразие хлебобулочной продукции. Дети получили знания о различных профессиях, востребованных на хлебокомбинате, побывали в роли пекаря, кондитера, технолога, укладчика. Мы собирали и создавали демонстрационные материалы, пополняли базу экспериментальной деятельности, обогатив ими развивающую среду группы. Посетили совместно с родителями Музей хлеба, где дети узнали много важных исторических фактов. После посещения музея возникла идея создать в нашей группе собственный Музей хлеба. Привлекли родителей – организовали с их участием мастер-классы по изготовлению десерта и пиццы, семьи проявили свою фантазию в росписи сладкой глазурью имбирного пряника. Дети побывали в роли технолога-кондитера и пекаря, смогли увидеть современную хлебопечку, благодаря которой узнали, как быстро испечь хлеб в домашних условиях.

Изучив профессию технолога, дети применили свои математические знания и поняли, как важно правильно и точно рассчитывать рецептуру изделия. Также они узнали, что профессия пекаря входит в ТОП-50 профессий по нескольким причинам:

  • постоянный спрос: хлебобулочные изделия всегда востребованы и пользуются популярностью у населения; пекарь может найти работу не только в хлебопекарных предприятиях, но и в кафе, ресторанах, гостиницах и других учреждениях питания;
  • возможности предпринимательства: пекарь может создать свою собственную хлебопекарню или кондитерскую, что предоставит ему возможность самостоятельно регулировать производство и развивать свой бизнес;
  • творческое самовыражение: пекарь может быть творческим в своей работе, создавая новые рецепты, экспериментируя с ингредиентами и с оформлением изделий.

Это позволяет пекарю проявить свою индивидуальность и получить удовлетворение от творческого процесса.

В целом, профессия пекаря имеет хорошие перспективы для тех, кто интересуется хлебопекарным делом и готов развиваться в этой области. Это профессия, которая сочетает в себе технические навыки, кулинарное искусство и возможность творческого самовыражения.

 В настоящее время мы хотим ознакомить детей с профессиями будущего. Дать им возможность помечтать, пофантазировать о нашем будущем. Дети в процессе работы над проектом будут придумывать технику будущего, города будущего, детский сад будущего и ознакомятся с новыми современными профессиями.