Проектная деятельность по формированию предпосылок ранней профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста

Фермер-молочник

 Михарева Е. Э., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43
Трофименко О.С., воспитатель
ГБДОУ детский сад № 43

Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость и удовольствие, приносящее пользу людям. Поэтому очень важно знакомить ребенка с профессиями взрослых, рассказывать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия.

В дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает приобщение детей к миру взрослых. Ознакомление с профессиями пробуждает у ребенка интерес к окружающему миру. Очень важно заинтересовать воспитанника профессией, рассказывая о тех или иных характерных для нее качествах.

Проектная деятельность по формированию предпосылок ранней профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста является основным направлением работы нашего детского сада, каждая группа ежегодно реализует свой проект.

В нашей группе мы реализовали проект «Фермер-молочник», направленный на раннюю профессиональную ориентацию детей дошкольного возраста.

Фермеры-молочники ухаживают за коровами и следят за сбором молока. Некоторые фермеры-молочники владеют своим стадом коров, а также землей, на которой находится ферма. Другие работают на крупных фермах, принадлежащих корпорациям пищевой и сельскохозяйственной промышленности.

Работа над проектом «Фермер-молочник» позволяет детям ознакомиться с миром сельскохозяйственной деятельности, узнать о различных сельскохозяйственных продуктах и их использовании, помогает понять значимость и ценность труда взрослых, обогатить и активизировать свой словарный запас, учит сотрудничать в команде, обмениваться идеями и творческими мыслями.

Целью нашего проекта являлось формирование предпосылок ранней профессиональной ориентации дошкольников: стимулирование интереса детей к процессу сбора молока; воспитание уважения к труду фермера через обогащение и углубление у детей представлений об этой профессии, её трудовых процессах.

На начальном этапе мы поставили задачи ознакомить детей с профессией фермера- молочника, его деятельностью, со специальной одеждой и инструментами, с особенностями трудового процесса. На занятиях ребята узнали, где и как трудится представитель этой профессии, какие предметы-помощники ему служат.
Каждое утро на завтрак мы пользовались трудами нашего фермера – угощались молочной кашей, омлетом, творожной запеканкой.

Для того что бы коровы давали молоко, о них нужно заботиться, мы с воспитанниками посадили зелень, имитируя пастбища, ухаживали за посевами; используя песочницу для кинетического песка, мы создали муляж фермы с пастбищами и скотным двором.

Чтобы привлечь детей к работе над нашим проектом, мы провели совместную с родителями деятельность, в ходе которой дети познакомились с процессом дойки коровы и сами попробовали её подоить. В ходе таких занятий дети приобрели знания о различных молочных продуктах питания, их полезных свойствах.

Итоговым мероприятием нашего проекта «Фермер-молочник» стал коллаж и ярмарка молочной продукции.

В результате реализации проекта нами собраны различные картотеки по теме, каталоги загадок («Домашние животные»), пальчиковой гимнастики («Кто пасётся на лугу», «Курочка»), динамических пауз (песня «Синий трактор»), сюжетно-ролевых игр («Фермер», «Продавец»), дидактических игр («Кто живёт на ферме?», «Что к чему?», «Чьё орудие труда?», «Профессии», «Что получится?»)

Подводя итоги, можно констатировать: работать над проектом интересно и познавательно не только ребятам, но и родителям. Дети и взрослые получают массу положительных эмоций: дети играют, общаются со сверстниками, познают окружающий мир.

Дети узнали, откуда берётся молоко, как надо ухаживать за коровами, чтобы молоко было вкусным. Без сомнения, полученные знания могут быть использованы ребятами в повседневной жизни. Возможно, обоснованная информация, практическая и игровая деятельность в ходе работы над проектом «Фермер-молочник» может лечь в основу дальнейшей профессиональной ориентации наших детей.