Нетрадиционные техники рисования для детей – создание маленьких шедевров

Александрова Т. Н., воспитатель ГБДОУ № 17

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир: малыши рисуют пальчиками, ладошкой на запотевшем окне, палочкой на песке, мелом на асфальте, водой, разлитой на столе, оставляют изображение пуговицами или бусинками. То есть всем, что может оставить видимый след.

Рисование – одно из самых любимых занятий детей. А рисование необычными способами вызывает у детей ещё больше положительных эмоций. Используя нетрадиционные техники рисования, дети развивают воображение, мышление, фантазию, творческие способности. У ребёнка появляется интерес к рисованию и, как следствие, желание творить. Нетрадиционные техники рисования открывают широкий простор для детской фантазии, позволяют ребёнку увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить индивидуальность. Через такое творчество ребенок познает себя, выражает эмоции, а также тренирует моторику и развивает эстетические чувства и творческие способности. И неважно, будет ли ребёнок в будущем увлекаться рисованием, пойдет ли в художественную школу, свяжет ли будущую профессию с изобразительным искусством – в любом случае ему полезно рисовать в различных техниках.

Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка. На занятиях в детском саду всевозможных видов рисования предостаточно – дети осваивают цветные карандаши, фломастеры, гуашь и акварель, мелки. Но есть и другие, не столь распространенные виды техник рисования, которые заинтересуют ребят и станут полезными для их развития.

Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается, можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами. Изобразительная деятельность, в частности детское рисование, заключает в себе большие возможности. Рисование самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру. Дети с малых лет тянутся к ярким краскам и карандашам, пытаясь чиркать везде, куда упадет взгляд. Каждая из этих нетрадиционных техник – это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя более раскованными, смелыми, непосредственными. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

На первом этапе обучения в процессе художественного творчества дети не боятся рисовать, а это немаловажный фактор. Учить детей нужно начиная с простейшего, усложняя процесс постепенно по мере приобретения навыков и опыта.

Нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства и способности. При использовании этих приемов ребенок учится не бояться проявлять свою фантазию, так как они не обращают ребенка к стандарту, не вводят его в какие-то рамки. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, а иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

  • способствует снятию детских страхов;
  • развивает уверенность в своих силах;
  • развивает пространственное мышление;
  • учит детей свободно выражать свой замысел;
  • побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • учит детей работать с разнообразным материалом;
  • развивает чувство композиции, ритма, колорита, фактурности и объёмности;
  • развивает мелкую моторику рук;
  • развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
  • во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Некоторые дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы недостаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге, как раз и помогут нетрадиционные техники рисования.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Разве есть такой ребёнок, которому неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок? Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

Например, с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:

  • рисование пальчиками;
  • рисование ладошками;
  • печать из ниток;
  • печать из картофеля или морковки.

С детьми среднего дошкольного возраста можно попробовать:

  • отпечатки-картинки;
  • печать пластилином;
  • масляная пастель + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • волшебные ниточки;
  • монотипия.

А с детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники:

  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • рисование солью;
  • кляксография;
  • пластилинография;
  • граттаж;
  • фроттаж.

Влияние рисования на психику ребёнка

Во время рисования дети создают образы, и чем чаще они это делают, тем лучше работает интеллект. Искусственное подталкивание ребёнка к познанию мира — разнообразные занятия на развитие логического мышления в раннем возрасте — не приносит такого результата, как спонтанная детская креативность, которая рождается в процессе творчества. Именно в то время, когда ребёнок сам испытывает сильное желание рисовать, берется за кисть или карандаш, его мыслительные операции активизируются на полную мощь. Во время процесса он «видит» внутри себя множество образов, которыми позже оперирует — сравнивает их между собой, изучает, примеряет, изменяет, создает ассоциации. Благодаря этому тренируется ум, познавательные процессы, развивается мотивация. Кроме этого, у детей во время рисования развивается ассоциативное мышление, благодаря которому они получают возможность двигаться быстрее в интеллектуальном развитии.

Когда ребёнок рассматривает картины или рисует их, у него активно развивается воображение. Оно отвечает за возможность интегрировать прошлый опыт, перерабатывать его и придумывать новые связи. Родителям не стоит критиковать ребёнка, когда они замечают, что он фантазирует и его рисунки не соответствуют реальному миру, например, ребёнок рисует розового волка, облака нестандартной формы, сюжет, который взрослым трудно понять или объяснить. В период активности воображения дети развиваются, научаются оперировать с образами.

Рисование тесно связано с развитием речи. Ребёнок может говорить о чем-то, прежде чем пытаться изобразить свои мысли, или наоборот — рассказывать о готовом рисунке. В это время все его внутренние процессы направлены на то, чтобы сформулировать фразу, подобрать нужное слово, описать ощущения или увиденные образы. Родителям не стоит «отмахиваться» от детских рассказов, даже если они кажутся несвязными или неинтересными.

В раннем возрасте, когда дети знакомятся со способами рисования и пытаются описать все, что видят или изображают, словами, их мышление и вся познавательная система активно развивается. Хорошо, если взрослые понимают важность творчества в жизни ребёнка и присоединяются к его желанию рисовать: задают вопросы, обсуждают то, что получилось, удивляются и восхищаются детскими способностями. Это способ близкого общения с ребёнком, во время которого он чувствует свою значимость и уникальность. Благодаря активному участию родителей в детской психике формируются устойчивость эмоциональных и мыслительных процессов.

Что происходит с мышлением ребёнка, когда мама и папа позволяют ему рисовать всеми доступными средствами — пальцами, ладошками, ватой, зубной щеткой и так далее, — активно включаются в творческий процесс, направляя и поддерживая? Ребёнок начинает пользоваться своим восприятием: он понимает, для чего нужны те или иные предметы, их особенности и функции, изучает и сравнивает, открывает в них новые качества. Такой анализ видимых объектов или тех, которые ребёнок «видит» внутри себя, когда занимается творчеством, тренирует наблюдательность, внимательность к мелочам, зрительное восприятие.

Как рисовать с ребёнком дома?

Качественный результат рисования дома с детьми часто зависит от отношения родителей к этому процессу и ребёнку. Рекомендации, которые нужно соблюдать взрослым:

  • Не стоит заставлять ребёнка рисовать, если он не хочет.
  • Следует помнить, что для детей творческим процессом является любое занятие, во время которого они придумывают образы и переносят их на бумагу. Поэтому не стоит считать, что рисование — это только бумага и изобразительные средства. Кроме этого, креативными и полезными занятиями являются нанесение рисунка пластилином, изображения на воде, рисунки и узоры из таких материалов, как рис, гречка, горох, песок.
  • Чем больше свободы чувствует ребёнок во время рисования, тем лучше. Это не значит, что ему нужно позволять делать все, отпустив контроль. Важно создать такие условия дома, чтобы он, рисуя, мог воплотить свои желания в реальность и в то же время не испортить то, что находится вокруг него — одежду, стены, мебель
  • Для рисования следует пользоваться материалом, который может защитить пол и поверхности от загрязнений. Таким образом, родители могут быть спокойны за чистоту, а дети счастливы оттого, что у них нет почти никаких ограничений в творчестве.

Когда на занятиях у детей ощутимо проявляется стремление экспериментировать, сочетая техники нетрадиционного рисования, то у педагога возникают новые идеи и желания наполнить их мир чем-то интересным и увлекательным.

Если тебе нравится, когда у твоих детей блестят глаза от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми, нужно вместе с ним наблюдать, рисовать и импровизировать. Для этого необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.