Макаренко И.А.. заместитель директора по УВР,
учитель истории и обществознания ГБОУ школа № 695 «Радуга»
Российское общество переживает сейчас сложные времена. Но, как известно, «времена не выбирают…». Другого времени у нас не будет. И наше время по-своему бесценно и уникально. Оно заставляет все наше общество, а учителей особенно, искать решения проблем в самых ответственных направлениях человеческого бытия, думать о том, какой будет судьба России, какой окажется её миссия в этом быстро меняющемся мире.
Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации России. Изменение воспитательной парадигмы было отражено в базовых нормативных документах, главным из которых является ФГОС.
Среди характеристик выпускника средней школы ФГОС среднего общего образования называет главные: российская гражданская идентичность, патриотизм, знание и гордость за исторические свершения России, уважение к многонациональному народу страны, уважение к государственной символике, готовность к защите и служению Отечеству, активная гражданская позиция, приверженность гуманистическим ценностям, сформированность социальных установок и мировоззрения, толерантное сознание и поведение в полиэтничном, многоконфессиональном обществе, нравственное поведение, способность к саморазвитию.
Понимание значимости духовно-нравственного развития личности школьников отражено в Историко-культурном стандарте. Новшеством этого документа является формирование оценочных подходов в отношении ключевых событий истории России, персоналий, мнений.
Историко-культурный стандарт подчёркивает, что в курсе исторического образования важно проследить возникновение, содержательно-ценностную и правовую метаморфозу ключевых ценностных идей современного общества и государства, реализовывать воспитательный потенциал на основе:
- исторических знаний;
- культурологического аспекта истории традиционных религий России;
- актуализации роли нравственного примера воспитании, усиление роли семьи и семейных ценностей.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет первостепенную важность задачи современного воспитания, как государственный заказ для общеобразовательной школы. Приоритетные ценности (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья) выражают суть общенациональной концепции «Мы российский народ». Предметные области «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» являются единым целым. ОДНКНР является логическим продолжением предметной области ОРКСЭ начальной школы.
Изучение данных предметных областей должно обеспечить:
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, веротерпимости, увлажнительного отношения к религиозным чувствам и взглядам людей;
- понимание значения нравственности, веры, религии в жизни человека, семьи, общества;
- формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Предметная область ОДНКНР может быть реализована через:
- Занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России.
- Включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (моделей) других предметных тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания (это возможно в рамках предмета «История» как ведущей учебной дисциплины в области общественно-научного образования).
- Включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность и внеклассную работу в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.
Актуальной проблемой развития исторического и социального образования в рамках современной государственной образовательной политики является определение способов усиления воспитательного воздействия предметов ОРКСЭ, ОДНКНР, истории, обществознания на формирование личностных качеств подрастающего поколения. Неоценимую роль в решении проблемы играет приобщение обучающихся на уроках и во внеурочное время к изучению, осмыслению и пониманию культурно-духовных ценностей. Данные ценности обладают не только богатым образовательно-воспитательным потенциалом, но и оказывают существенное влияние на процесс самоидентификации ребёнка.
В современном обществе в условиях усиления процесса глобализации и интернационализации экономических, политических, социокультурных связей, с одной стороны, и усиливающейся конкуренции государств и народов за ресурсы и рынки сбыта, с другой, всё более значимую роль играет культурный фактор, национальная культура как цивилизованный способ самосохранения, самоутверждения и развития нации. Именно культурная традиция способствует подготовке молодых людей к жизни в расширяющемся пространстве межкультурного взаимодействия.
В этих условиях особую значимость приобретает проблема определения способов приобщения к духовно-нравственным ценностям национальной культуры, чтобы направить процесс обучения и воспитания на формирование российской гражданской идентичности, патриотизма и гражданственности, уважения и чувства гордости за свою Родину.
Безусловно, процесс приобщения обучающихся к основам духовно-нравственной культуры народов России на уроках истории и во внеурочное время очень сложен. Сложность можно объяснить традиционно используемым в учебниках «формально-перечислительным» подходом к изучению вопросов культуры, когда учебная информация культурного характера, не будучи органично встроенной в контекст учебной информации о конкретном историческом периоде, в лучшем случае предстаёт в виде иллюстраций, «украшающих», а не способствующих глубокому осмыслению и пониманию эпохи.
Важнейшим педагогическим инструментом проектирования и реализации воспитательного потенциала общественно-научного, социально-гуманитарного образования являются содержательные линии курсов ОРКСЭ, ОДНКНР, истории России, их смысловые доминанты, создающие ценностный, духовно-нравственный каркас учебного содержания в целом.
В школе № 695 «Радуга» Пушкинского района формирование гражданской идентичности – основа не только учебного, внеурочного и внеклассного процессов, но и привлечения нравственного потенциала семьи, её воспитательной роли. Семейное воспитание – основа формирования личности. Как агент первичной социализации семья закладывает основы морального сознания, компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора; формирует нравственные чувства и нравственное поведение, коммуникативные компетентности, а также понимание ценности здорового, безопасного образа жизни.
Мною разработана рабочая программа внеурочной деятельности экскурсионного курса «Занимательные страницы истории Санкт-Петербурга», которая позволяет эффективно использовать средства комплексного воздействия на формирование личности обучающегося. Она объединяет все стороны воспитания: нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое и физическое. Её специфические особенности создают условия для проявления многих нравственных и волевых качеств личности, способствуют воспитанию патриотических чувств, формированию экологических навыков поведения. В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который способствует воспитанию и развитию в личности патриотизма, гражданственности, уважения к прошлому и настоящему своего народа. Программа призвана расширить кругозор по истории страны и родного города, обучить навыкам работы с разнообразными историческими и музейными документальными источниками.
Изучая историю, мы изучаем и историю семьи как социального института, её развитие и трансформацию на протяжении веков. Преемственность и новаторство в формировании семейных ценностей находят своё отражение в изменении облика человека, его позиций в современном мире.