Развитие физических качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных игр

Назарова Ю. А., инструктор по физической культуре ГБДОУ детский сад № 7

Наиболее эффективным методом физического развития в дошкольном возрасте являются подвижные игры. Игры в целом представляют из себя наиболее естественный образ жизни детей. Именно поэтому они отвечают всем законам, которые закладываются природой в развивающихся организмах детей, то есть, в фактически безграничной потребности в движении.

Одними из действенных видов подвижных игр в процессе физического развития детей дошкольного возраста являются народные подвижные игры, которые, по результатам многочисленных исследований, позволяют достичь положительной динамики в развитии. При этом детей интересует не только возможность двигаться, но и сама суть игр, позволяющая связывать многие поколения людей уже долгие годы.

Народные подвижные игры очень своеобразны, потому как, основываясь на географическом расположении, на местном колорите, на основе различных социально-экономических условий, каждый народ так или иначе создавал свои собственные виды подвижных игр. Постепенно эти игры становились элементом системы физического развития народов и перетекали в образовательный процесс.

Когда возникли народные игры? Кто их придумал? Наверное, на эти вопросы нельзя найти точного ответа. Эти игры, как песни и сказки, созданы народом. Приведем пример игр: «Гори ясно», «Ворон», «Солнце», «Баба-Яга», «Медведь», «Васька-кот», салки, прятки, «Гуси», «Горелки», «Жмурки», «Удочка» и др.

На занятиях в процессе организации игровой деятельности особое внимание уделяется сложности и разнообразию движений. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы. Это способствует гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата. Главная задача педагога научить детей самостоятельно и с удовольствием играть. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать нужное решение.

Обучающиеся приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни. В зависимости от задач и характера игр, их физических и эмоциональных нагрузок, состава воспитанников, можно использовать их на всех этапах занятия.

В подготовительной части используются игры малой подвижности, которые помогают сосредоточиться и включить внимание детей. Оптимальным являются ходьба, бег с несколькими упражнениями. В основной части используют игры с высокой подвижностью – с бегом на скорость, с преодолением препятствий, метанием, прыжками и др. В заключительной части проводятся игры средней подвижности с простыми движениями, правилами и организацией.

Народные подвижные игры, представляя из себя один из способов физического развития детей на занятиях физкультуры, являются важнейшим элементом совершенствования движений, скорости, быстроты, выносливости и координации, а их специфика в полной мере проявляется в форме воспроизведения всех особенностей быта народа, его мировоззрения, норм, традиций и обычаев.

Таким образом, правильный подбор игры соответственно возрасту, теме занятия, индивидуальным особенностям воспитанников способствует формированию интереса к физической культуре.