Лучшие практики наставничества в работе с детьми с ОВЗ

Семинар подарил организаторам букет цветов из теплых слов

Шныпко Ю. М., заместитель директора по УВР ГБОУ школы-интерната № 8

Ежегодно на несколько дней Санкт‑Петербург становится столицей российского образования, открытой площадкой для дискуссий, обмена опытом, откровенного профессионального диалога ведущих специалистов в области просвещения.

В рамках Форума запланировано 486 мероприятий: конференции, семинары, круглые столы, мастер-классы, дискуссионные площадки, форсайт‑сессии, педагогические олимпиады, конкурсы, квесты, презентации. Одной из таких площадок в этом году стала и наша школа.

На базе ГБОУ школы-интерната № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга 27.03.2024 г. был организован семинар «Лучшие практики наставничества в работе с детьми с ОВЗ».

В видеообращении с приветственным словом, призывом обмениваться опытом, сотрудничать, объединяться и с пожеланиями плодотворной работы к участникам семинара обратился представитель Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования имени Константина Дмитриевича Ушинского Миюсов Владислав Александрович. В открытии семинара также принимала участие методист ИМЦ Пушкинского района Санкт-Петербурга Шатохина Алеся Сергеевна.

Директор школы-интерната № 8 Савченков Андрей Анатольевич поприветствовал всех участников и коллег семинара и рассказал об истории школы, которая была одной из первых школ нашего города, работающих с детьми с ОВЗ.

Заместители директора Пионтек Алла Владиславовна и Шныпко Юлия Михайловна в своем выступлении «Наставничество как способ организации взаимных профессиональных связей для повышения качества образования» погрузили гостей в эффективную и успешную модель системы наставничества «Цветик-семицветик», которая реализуется в условиях школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Ими был представлен положительный опыт работы школы по адаптации педагогов с различным уровнем подготовки в рамках инклюзивного образования (модель ресурсного класса для обучающихся с расстройством аутистического спектра с использованием прикладного анализа поведения (АВА-терапия). Участники семинара получили необходимую актуальную информацию по нормативно-правовому, методическому обеспечению реализации системы наставничества педагогических работников, организованной в нашей школе.

В практической части семинара специалисты школьной службы сопровождения «ДАР», имеющие многолетний опыт работы с детьми с задержкой психического развития (вариант 7.2), а также расстройством аутистического спектра (варианты 8.2, 8.3), и педагоги школы провели мастер-классы, поделились своими наработками. Были показаны примеры реализации основных моделей системы наставничества «Цветик-семицветик»: педагог – педагог, педагог – молодой специалист, ученик – ученик, классный руководитель – классный руководитель и др. Участники семинара получили представление о практиках профессиональной адаптации педагога, его вхождения в профессиональную среду.

С практическими методами работы с детьми РАС познакомила всех наставник-тьютор ресурсного класса ГБОУ школы-интерната № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга Арасланова Люция Равильевна и ее наставляемые-тьюторы Петрова Наталья Михайловна, Тарановская Нина Владимировна, Аверкиева Ольга Валерьевна, Батырева Ольга Валериевна, Ергина Лидия Алексеевна.

О технологии «Лепбук» в работе по программе «Орлята России» в направлении ученик-ученик рассказали воспитатель Гуляева Марина Михайловна и учитель начальных классов Шныпикова Алёна Борисовна.

О формировании социальной активности личности школьника через развитие наставничества говорили Максимова Наталья Леонидовна, педагог-организатор, и Афанасьева Светлана Ивановна, учитель адаптивной физической культуры.

О сопровождении молодых педагогов и применении современных образовательных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ рассказали Розова Юлия Евгеньевна и Глевацкая Серафима Кирилловна, учителя – логопеды нашей школы.

«Наставник и наставляемый – это команда!» – девиз выступления Гордеевой Елены Ивановны и Молчановой Ольги Сергеевны, учителей-дефектологов и логопедов, в «Музыкальную историю» погрузила участников Тимакова Светлана Михайловна, учитель музыки, «Экскурсию в урок технологии» провели Сивак Елена Сергеевна, Жильцов Роман Александрович, учителя технологии, и Красноружева Оксана Олеговна, учитель изобразительного искусства.

О реверсивном же наставничестве в рамках технологии проектирования внеурочной деятельности «Разговоры о важном» рассказали Муковнина Татьяна Николаевна и Литвинова Дарья Игоревна, учителя начальных классов. С докладом «Учись учить или сохранение психологического здоровья учителя» выступили педагоги-психологи ГБОУ школы-интерната № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга Сапожкова Наталия Валерьевна и Тузова Евгения Сергеевна, они рассказали об эмоциональном выгорании педагогов и деструктивном поведении учащихся и о том, как сохранить свое здоровье и продолжать работать в комфортных условиях.

Открытый микрофон позволил получить обратную связь – участники семинара оставили позитивные и положительные отзывы, которые помогли организаторам собрать букет цветов из теплых слов.