Филатова А.В., учитель английского языка ГБОУ школа № 409
Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями.
Школьный афоризм
Начнем с того, что семья и школа играют важную роль в воспитании детей, так как это два института, которые способны внести свой вклад в процесс воспитания и образования ребенка, а успешное сотрудничество является фактором успеха развития ребенка. Если действовать систематически и сообща, то можно добиться прекрасных результатов. Каждый педагог пытается сделать родителей причастными к педагогическому и ученическому коллективу, но, к сожалению, это не всегда получается.
Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе педагога и школы. Нужно помнить, что семьи разные, у каждой могут быть свои трудности и проблемы, поэтому дать точный прогноз на позитивное взаимодействие семьи и школы слишком сложно.
Что же нужно делать педагогу в данной ситуации? Как правило, взаимодействие учителя и семьи начинается с родительского собрания, именно в этот момент происходит знакомство классного руководителя с родителями своих учеников. Его цель – найти эффективные способы, с помощью которых родители и учителя смогут обмениваться информацией и планировать какие-либо события в будущем. Сейчас от учителя ждут, что он постоянно (?) должен быть на связи (хотя этот пункт невозможно выполнять всегда), регулярно информировать родителей о положительном или негативном поведении их детей, отвечать на индивидуальные вопросы КАЖДОГО родителя, которые касаются их детей, то есть быть всегда «ГДЗ» для родителей.
А что насчет семьи? Разве она не должна принимать участие в школьной жизни своего ребёнка? Я думаю, семьи, ответственные за социальное и психологическое развитие своих детей, должны стремиться к взаимодействию со школой, поощряя, задавая вопросы, предлагая пути решения проблем. Такое взаимодействие нужно, чтобы обеспечить элементы взаимоуважительного диалога, которые посредством дискуссий и широкого общения с педагогами продвигают инициативы, отвечающие потребностям учащихся. Тесная и непрерывная связь между учителями и родителями приводит к гораздо большему, чем просто обмен информацией: этот обмен, в конечном итоге, приводит к взаимной помощи и, часто, к реальному совершенствованию воспитательных методов, приближая школу к жизни и профессиональным заботам родителей и взаимно проявляя интерес родителей к школьным вопросам.
Родители жалуются, что много школьных проблем переложили на семью, но я хочу сказать, что родители в идеале и должны чувствовать себя ЧАСТЬЮ школы? Как это сделать? Счастье в мелочах! Вероятно, в каждой школе есть веб-сайт или группа в социальных сетях. Хорошей идеей будет создать информационный бюллетень, чтобы регулярно делиться новостями, которые затрагивают школу и ее учеников. Таким образом, родители чувствуют, что они являются полноправными участниками школьной жизни. В школе можно нарисовать цветные линии на стенах коридора или цветные отпечатки ног на полу, чтобы родители знали, как добраться до важных мест, таких, как кабинет директора или завуча, библиотека или медицинский кабинет и т.д. Наконец, сотрудники школы также могут создать совместно с родителями форум и проводить опросы на острые темы на веб-сайте школы. Таким образом, педагоги узнают мнение семей по злободневным актуальным проблемам.
Доверие, которое проистекает из доброго общения семьи и школы, делает его мощным и необходимым инструментом. Мы должны помнить, что есть жизнь за пределами групп WhatsApp, которые создают сами семьи.
Таким образом, можно сказать, что содержание всех форм сотрудничества между общеобразовательным учреждением и семьей заключается в создании активного образовательного взаимодействия, направленного на гармоничное развитие учащихся. Хорошо организованное взаимодействие между учителями и родителями поможет лучше понять ребенка, найти наиболее подходящие способы решения проблем воспитания личности в семье и школе. Сотрудничество между семьей и школой – это процесс, который длится всю школьную жизнь.
Только вместе с родителями, общими усилиями,
учителя могут дать детям большое человеческое счастье.
В.А.Сухомлинский