Проблемы взаимодействия школы и семьи

Никифорова А.Н., учитель математики ГБОУ школа № 403

С первого дня поступления ребёнка в школу родители плотно взаимодействуют с классным руководителем. И это не удивительно, так как переход ребёнка в школу – это важный этап, сопровождающийся кардинальными изменениями в жизни ребёнка и сопряженный с резко возросшей нагрузкой. Именно в плотном взаимодействии родителя и учителя, в их сотрудничестве состоит успех в адаптации ребёнка к школьной жизни, а также в его дальнейшем воспитании и обучении.

В начальной школе, как правило, родители активно участвуют в жизни школы – организуют детям регулярные экскурсии, сопровождают на кружки/секции, выполняют совместно домашние задания. С переходом в среднюю школу эта активность начинает ослабевать. Многие родители считают, что теперь ребёнок должен «плыть сам».

Но чем отличается переход в 5-ый класс от поступления в 1-ый класс? По интенсивности напряжения – практически ничем. Во-первых, дети переживают очередной подростковый кризис 11-12 лет. Во-вторых, появляется новый классный руководитель и сразу десяток новых учителей, десяток новых требований. По моим наблюдениям, в тех случаях, когда родители ребёнка отпускают его в самостоятельное плавание в средней школе, зачастую возникает значительное падение успеваемости и самодисциплины.

Я работаю в школе меньше года, но педагогической деятельностью занимаюсь восьмой год – у меня частная практика репетитора по математике. В беседах с родителями, они часто винят школу: либо плохой учитель, либо учитель не может держать дисциплину, либо учитель строго оценивает, либо учителя нет… и прочие обвинения…Меня всегда удивляло, что же там такое происходит в школе? Почему такому большому количеству детей требуется помощь репетитора?

И вот я в школе. Я наблюдаю и понимаю, что, действительно, держать дисциплину в классе – это особое искусство, которое зависит не только от мастерства педагога, но и от психико-социальных особенностей самого класса. Наблюдаю также, что значительное количество детей относятся к процессу обучения поверхностно, приходят в школу просто для общения с одноклассниками, кто-то прямо говорит, что «у меня репетитор, он мне всё объяснит». В этой ситуации задаёшься вопросами: «А какие ценности у ребёнка? Почему он/она не пытается работать в классе или работает в неполную силу? Знают ли родители о школьной жизни ребёнка больше, чем просто об отметках? Знают ли родители о потребительском подходе к школе и учителям у некоторых детей? Почему труд учителя в школе ценится ниже, чем труд репетитора? Уважает ли ребёнок труд родителей, если он не занимается в школе, так как у него есть репетитор?»

У меня ещё нет полной картины и ответов на все вопросы, так как необходимо знать подробности жизни классов на предыдущих этапах. Но есть полное понимание, что в тех классах, где взаимодействие родителей и школы сложилось более успешно, там более высокие показатели дисциплины и успеваемости детей.

На протяжении всей учебы в школе, особенно в переходных периодах (1-2 класс) и  (5-6 класс), родителям необходимо, несмотря на свою занятость, быть активными участниками учебного процесса. И речь не только о проверке домашних заданий, речь о прививании способности к самообучению, о расстановке приоритетов в течение дня, об отношении к учителям и одноклассникам, о нравственных ценностях. Также положительным образом скажутся на успехах детей в школе регулярный контакт с учителями-предметниками, совместные с родителями и классом выезды на природу, в театр, игры на командообразование, участие в спортивных праздниках и тому подобное.

Нужно «держать руку на пульсе школы», и тогда, я уверена, всё сложится наилучшим образом, в первую очередь, для ребёнка.