Роль ДОУ в профилактике ДТП

Сливень О.Н., старший воспитатель ГБДОУ № 36
Косынкина Ж.В., воспитатель, ответственный
за организацию работы по ПДДТТ в ДОУ ГБДОУ № 36

Жилкина И.Н., воспитатель ГБДОУ № 36

Правила движения – законы улиц и дорог. Их обязан знать и выполнять каждый. Закон улиц очень строгий. Он не прощает, если пешеход идёт по улице, как ему вздумается и не соблюдает правил. Но этот закон и очень добрый: он охраняет людей от страшного несчастья, бережет их жизни. 

Чтобы избежать неприятностей на дорогах, детям необходимо постоянно напоминать и объяснять правила дорожного движения.

Объясняя малышу элементарные правила дорожного движения (ПДД), необходимо учитывать его возрастные возможности и особенности восприятия окружающего мира:

  • До восьми лет у ребенка плохо развито боковое зрение. Он видит предметы, расположенные прямо перед ним. Чтобы увидеть то, что сбоку, ему надо повернуть голову. Поэтому важно учить ребенка смотреть по сторонам, особенно при переходе дороги.
  • Из-за низкого роста у ребенка гораздо меньше угол обзора, чем у взрослого. Он не может видеть все, что происходит на дороге.
  • Даже в 6 лет способность концентрировать внимание ограничена. При переходе дороги ребенок может отвлечься, например, на пробегающую собаку, игрушку в руках у другого малыша или вообще забыть, что переходит дорогу.
  • При шуме приближающейся машины дети не могут быстро отреагировать на этот звук и вообще понять, что машина приближается. Адекватно оценить расстояние до машины им также сложно.
  • Когда движется несколько машин, удержать их все в поле своего внимания у малыша не получится. Он концентрируется на одном, более значимом для него объекте. Например, на большом грузовике, а легковую машину при этом не заметит.
  • Только к 8 годам дети уже могут действовать по ситуации и быстро реагировать на происходящее. До этого возраста родители должны дать ребенку алгоритм действий в определенных ситуациях.

Для изучения правил дорожного движения с малышом наиболее действенными в этом возрасте методами обучения являются:

  • просмотр развивающих мультфильмов, в которых объясняются ПДД;
  • чтение тематических книжек с яркими наглядными картинками;
  • игра с ребенком в разные ситуации на дороге с помощью игрушек и картинок;
  • наглядный рассказ о том, что такое дорога, тротуар, светофор, «зебра», подземный переход.

И в этом вопросе главную роль должны играть родители, когда ведут ребенка из дома в детский сад и обратно.

А вот в детском саду важное значение при изучении дошкольниками ПДД имеет хорошо и правильно организованный педагогический процесс.

Но любое правило, изложенное скучно, неинтересно с трудом воспринимается ребенком. Поэтому воспитатели стараются организовать с детьми различные по роду деятельности занятия. И хорошей традицией в части ознакомления и изучения правил поведения детьми на дороге становится посещение детских садов инспекторами дорожного движения. Дети с огромным интересом общаются с сотрудниками ГИБДД, а особый эффект при этом достигается, когда их посещения приурочены к проведению в районе акций по ПДД. Рассказ о соблюдении правил дорожного движения из уст сотрудников ГИБДД воспринимается детьми более эффективно, дает больше эмоций и, значит, лучше усваивается.

«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и, может быть, я запомню. Но вовлеки меня, и я пойму», – гласит китайская пословица.

В этом учебном году наши воспитанники уже приняли участие в таких традиционно проводимых акциях и конкурсах по ПДД, как «Внимание, дети!», «Дорога и мы», «Пушкинский талисман БДД – 2024», «Пристегнись», «Жизнь без ДТП» и, конечно же, «Скорость – не главное!».

Наши дети и дальше будут участвовать во всех познавательных, полезных и интересных конкурсах, направленных на и усвоение правил безопасного поведения на дороге.