«Маршрут выходного дня» как одна из форм взаимодействия с родителями дошкольников

Гарусина Е.И., воспитатель ГБДОУ детский сад № 42
Скокова С.Л., воспитатель ГБДОУ детский сад № 42
Куриленко Л.С., учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 42

Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добротой родителей и заботой воспитателей.

Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии тесного взаимодействий ДОУ и семьи. Для того чтобы наши дети полюбили свою страну, нам нужно, прежде всего, показать с привлекательной стороны город, в котором мы живём, вызвать чувство гордости и уважения к тем, кто создавал и сохранял его. Тем более –  нам есть, чем гордиться.

Знакомство дошкольников с достопримечательностями родного города желательно проводить в определенной последовательности, чтобы в ней была логика и постепенное усложнение.

Совместные прогулки и экскурсии являются одним из самых доступных видов семейного досуга. Такой вид совместной деятельности всегда приходится по душе детям любого возраста, с удовольствием воспринимается ими и поэтому хорошо запоминается.

В своей работе с родителями мы предложили сотрудничество, направленное на знакомство детей с достопримечательностями нашего города. С помощь анкетирования выяснили, какие места посещали дети и чтобы хотели посетить родители вместе с детьми. Родителям был предложен список, составленный в соответствии с планом образовательной программы по петербурговедению. На основании результатов анкетирования были разработаны маршрутные листы по ознакомлению и закреплению знаний детей о Санкт-Петербурге. Родителями были выбраны следующие маршруты: «Петербургский Океанариум», «Я иду на ледокол «Красин», «Гуляю по Петропавловской крепости», «Прогулка по Летнему саду», «Я изучаю Эрмитаж».

Цель такого сотрудничества – способствовать успешной социальной адаптации и социализации ребенка к окружающей действительности, воспитание культурных ценностей, знакомство с памятниками архитектуры родного города, формирование правил поведения в общественных местах, бережного отношения к истории и культуре родного города.

Организовывая подобные прогулки, мы ставили перед собой следующие задачи:

  • направить и сконцентрировать внимание детей на конкретном изучаемом или исследуемом объекте;
  • подкрепить их теоретические знания о достопримечательностях родного города практическими через взаимодействие и сотрудничество педагогов с семьями воспитанников;
  • обеспечить патриотическое, речевое, эмоциональное развитие ребёнка в ДОУ и семье.

Перед посещением объекта проводились беседы, были подготовлены презентации, виртуальные экскурсии, альбомы иллюстраций.

После проведения предварительной работы с детьми в группе родителям предлагалось посетить изучаемый объект. Изъявившим желание вручался маршрутный лист, содержащий 21 задание, рассчитанное на выполнение детьми с незначительной помощью родителей. Задания достаточно разнообразны: есть задания в виде теста, где нужно выбрать один верный ответ из трех предложенных, расшифровать шифр, прочитать по первым буквам слово и т.д.

После посещения маршрута проводилась заключительная беседа с демонстрацией фотографий, сделанных во время экскурсии, ребенок рассказывал, что ему запомнилось больше всего, что на его взгляд, самое интересное. Также было предложено родителям записать небольшое видео, в котором они рассказывают о том, что увидели и запомнили.

Семьи приняли активное участие в нашем проекте, с удовольствием посещали разработанные маршруты и, как результат, убедились в том, что образовательные маршруты выходного дня позволяют вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс, повышая их педагогическую компетентность, оказывают положительное влияние на всестороннее гармоническое развитие личности ребёнка и достойны продолжения как культурные практики семьи и детского сада.

Также родители совершали прогулки по городу без маршрутных листов, самостоятельно выбрав объект для посещения и определив объем информации, с которым они готовы познакомить своих детей. Затем родители с детьми составляли небольшой рассказ, который сопровождали фотографиями.

Организация и проведение целевых маршрутов в пространстве города способствуют формированию знаний и представлений детей об окружающем мире, дошкольники получили множество впечатлений, расширили кругозор, развили наблюдательность и любознательность, сформировали бережное, уважительное отношение к объектам культуры.