Научно-исследовательский институт климатических явлений

Проектная деятельность по формированию ранней профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста

 Коряковцева И.М., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43
Соколова Ю.В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43

На базе нашего дошкольного учреждения ежегодно реализуется проектная деятельность. В нашей группе был реализован проект, направленный на раннюю профессиональную ориентацию детей дошкольного возраста «Научно-исследовательский институт климатических явлений».

Ознакомление ребенка-дошкольника с профессиями имеет большое значение для его развития и привлечения его внимания к окружающему миру. Знакомство с разнообразными профессиями и их ролью в обществе помогают ребенку понять, сколько интересных вещей можно делать, будучи взрослым. Такой опыт проектирования помогает воспитанникам лучше понять себя,  свои интересы и раскрыть свои таланты. Когда ребёнок знакомится с различными профессиональными областями, он обращает внимание на то, что ему больше нравится и что его вдохновляет. Таким образом, он может начать формировать свои цели и планы на будущее уже с раннего возраста.

Все профессии требуют определенных навыков и умений. Понимание этих навыков в раннем возрасте может помочь ребенку начать их развивать заранее. Это могут быть как коммуникационные навыки, так и творческое мышление или навыки решения проблем. Осознание значимости этих навыков может быть подсказкой ребенку, в каких областях ему следует сосредоточить свое развитие и приложить усилия.

Знание о профессиях помогает детям лучше понять, как работает общество и как разные люди вносят свой вклад в общественную жизнь. Это способствует  воспитанию уважения к труду человека и пониманию ценности каждого специалиста, поэтому очень важно ознакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия.

«Метеоролог» в переводе с греческого означает «парящий в воздухе». Это специалист, изучающий атмосферные явления.

Навыки метеорологов и синоптиков были востребованы ещё в далёкой древности. Никак не обойтись без них и сегодня. Знания о будущих изменениях погоды важны во многих областях человеческой жизни. Благодаря метеорологам люди знают, какая погода будет завтра и даже через несколько дней. Они могут предупредить о надвигающихся стихийных бедствиях и тем самым предотвратить их разрушительные последствия.

Точные прогнозы погоды важны для обеспечения безопасности движения самолётов, кораблей и поездов. Не может обойтись без них и сельское хозяйство: заранее зная о грядущих дождях, засухе или резком похолодании, фермеры могут откорректировать графики посадок и других сельскохозяйственных работ.

Целью нашего проекта являлось формирование предпосылок ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста.

Задачи были следующие:

  • Формирование у воспитанников представлений о таких профессиях, как метеоролог, синоптик, почвовед, метеоэнергетик.
  • Развитие познавательного интереса для будущего профессионального самоопределения.
  • Формирование позитивных установок к труду.

В начале проекта мы  представили детям основные понятия, связанные с метеорологией, показали презентацию о профессиях метеоролога и синоптика, их задачах и функциях. Конечно же, не обошлось без профессий будущего. Мы рассказали ребятам о профессиях метеоэнергетика, системного биотехнолога, урбаниста-эколога.

На занятиях с детьми мы говорили о различных погодных явлениях: дожде, снеге, ветре, солнце и облачности. Затем проводили простые эксперименты, чтобы наблюдать и изучать эти явления.

С помощью различных конструкторов (поеднайко, фанкластик, лего, сотовый конструктор, магнитный конструктор) дети создали свою собственную модель метеостанции с такими приборами, как термометр, барометр и дождемер. Детям предлагалось изучить различные инструменты, которые используют метеорологи: радар, компьютеры и спутники. На метеостанции дети могли играть с аналогами этих инструментов или использовали простые модели.

Наблюдая за погодой каждый день,  ребята записывали свои наблюдения и пробовали создать собственный прогноз погоды на основе своих наблюдений и измерений. Рисовали ожидаемую погоду на каждый день, используя условные обозначения, также играли в ролевые игры, представляя себя метеорологами и предсказывая погоду другим детям.

Нами собраны картотеки пальчиковой гимнастики, загадок, стихов, дидактических игр. Играя, дети фантазировали, погружаясь в настоящий мир метеорологии. Нами разработана дидактическая игра «Метео-Навигатор», которая позволила сформировать элементарные представления о финансовой грамотности на примере работы метеостанции.

Дидактическая игра: «Метео-Навигатор»

Цель игры:  Формирование элементарных представлений о финансовой грамотности, на примере работы метеостанции.

Комплект игры включает в себя 4 магнитных поля «Офис банка», «Магазин метеооборудования», «Офис метеобюро», «Метеоплощадка»; касса; картинки-герои; картинки-метеооборудование; картинки-погодные явления.

Правила игры

I вариант: Воспитатель выкладывает на магнитное панно 4 игровых поля, объясняя детям их назначение. Предлагает познакомиться с кассой, героями по профессиям, с изображениями метеорологического оборудования и карточками погодных явлений. Объясняет, что для начала работы метеорологической площадки метеорологу необходимо закупить оборудование в магазине. Для закупки метеооборудования метеоролог обращается в банк для получения займа.  Затем метеоролог отправляется в магазин и закупает оборудование. Закупленное оборудование метеоролог расставляет на игровом поле для составления метеорологического прогноза.  Герои (выбранные на усмотрение детей) приходят в офис метеостанции для заказа метеопрогноза. Диспетчер передает заказ метеорологу. Метеоролог снимает показания приборов и выкладывает на специальных карточках результаты измерений и передаёт выполненный заказ в офис. Герой оплачивает данный заказ в банкомате офиса. Метеорологу выплачивается зарплата за выполненную работу, и он готов выполнять следующий заказ.

II вариант: Второй вариант игры проводится детьми самостоятельно, используя игровые поля по собственному замыслу. После приобретения навыка игры дети могут играть без помощи взрослого.

В конце проекта ребята представили свою метеостанцию и поделились своими знаниями о метеорологии и погоде с другими детьми и родителями.

Данный проект позволил нашим воспитанникам понять значимость изучаемых  профессий, развивать наблюдательность и логическое мышление, а также увлечься изучением погоды и природных явлений.