Воспитание творчеством

Коханчук Т. Н., воспитатель ГБДОУ детский сад № 7

Знакомство ребёнка с искусством, с красотой поэзии, живописи, музыки обогащает его, приобщает к творческому отношению к людям и окружающему миру.

В своих рисунках (так же как и в игре, в лепке, в аппликации) малыши отражают переполняющие их жизненные впечатления. Открывают новое, увиденное ими в мире, в котором они живут.  Рисунок, как и игра, приучает малыша мыслить, фантазировать, активно переживать увиденное. Все эти умения, в свою очередь, воспитывают и формируют культуру чувств, культуру восприятия и мысли ребёнка. Часто у маленьких художников не хватает ещё опыта, умения для того чтобы изобразить увиденное. В этом случае мы – взрослые, родители – должны ещё раз вместе с малышом внимательно рассмотреть предметы и их особенности. Однако подобная помощь не должна быть навязчива, а советы – категоричными. В противном случае мы лишаем наших малышей самостоятельности, к которой они стремятся.

Вполне естественно, что большинство родителей достаточно внимательно и серьёзно относятся к детскому творчеству, понимая, какие воспитательные возможности каждому из нас, родителей, оно представляет, ибо благодаря детскому творчеству, мы – родители, воспитатели – можем увидеть окружающий нас мир детскими глазами и таким образом лучше узнать и понять наших детей. Понять их проблемы, страхи, радости и сложности их развития. А это значит – мы получим новые возможности для разумного воспитания малыша.

Мы, родители и воспитатели, должны приучать наших ребят бережно и внимательно относиться к собственному творчеству. Для этого необходимо чаще вместе с ребёнком рассматривать его рисунки (поделки, пластилиновые фигурки), обсуждать их и по возможности не скупиться на похвалы. А при необходимости дать полезный совет или задать вопросы по поводу выбранных тем, героев или событий, изображенных малышом.

В случае, если вдруг ребёнок бросил незаконченную работу (он устал, ему надоело рисовать и т.д.), нужно постараться понять истинную причину. Возможно, маленький художник просто-напросто раздражен неудачей.  В любом случае стоит вместе с ним вернуться к начатой работе и закончить её, таким образом мы приучаем малыша к терпению, к серьёзному отношению ко всякому труду.

Вместе с тем, не стоит слишком бурно восхищаться созданием вашего ребёнка, захваливать его, пророчить ему карьеру замечательного художника. Развитое таким образом в малыше ощущение собственной избранности, исключительности развивает со временем в характере ребёнка заносчивость, пренебрежение к товарищам (ведь они не так одарены!), к людям вообще. Давайте лучше постараемся, чтобы увлечение нашего ребёнка творчеством служило добру. Для этого при всяком удобном случае посоветуем нашему маленькому художнику подарить его самый-самый замечательный рисунок (поделку, аппликацию) бабушке, другу, сестрёнке. Попробуем вместе с малышом украсить его поделками и рисунками кукольную комнату или детский уголок.

Эстетическое воспитание, воспитание красотой включает в себя все виды искусства. Вот почему жизнь наших детей должна быть обогащена не только изобразительным творчеством, но и музыкой (пусть на первых порах это будут простые детские песенки), и литературой (опять-таки сначала детской). Воспитание искусством, как и всякое воспитание вообще, должно быть целесообразным, продуманным, педагогически грамотным. Мозг ребёнка чрезвычайно жаден ко всякого рода информации. И тут, конечно же, обязательная задача воспитателя  – качественный и количественный отбор этой информации, так как нельзя  дать малышу пресытиться искусством.

Каждый увиденный по телевизору или в кинотеатре фильм, каждая прочитанная или рассказанная сказка, каждый детский спектакль следует внимательно обсудить с малышом. Расспросить его, какие герои и почему ему понравились, а какие – нет. Пофантазировать, как бы он сам поступил на месте любимого героя.

Таким образом мы приучаем ребёнка к культуре восприятия, воспитываем его чувства и разум, приучаем наших малышей чувствовать прекрасное. Так мы систематически расширяем кругозор детей, учим их внимательнее видеть и слышать, а также творчески относиться к тому миру, в котором они живут.