Проектная деятельность по формированию предпосылок ранней профессиональной ориентации «Из песочницы в аграрий»

Нилова О.В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43
Точкова Е.Е., воспитатель
ГБДОУ детский сад № 43

Детский сад является первой важной ступенью подготовки будущих специалистов в различных областях экономики, несмотря на то что многим кажется странным такое раннее решение проблемы профориентации.

Способность к труду не дается от природы, а прививается в раннем возрасте, оказывает на детей воспитательное воздействие, готовит их к жизни в обществе и имеет особое значение для последующей учебы ребенка в школе.

Знакомить детей с трудом взрослых можно в ходе образовательной деятельности через рассказы, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций. При этом необходимо понимать, что знания могут оказаться формальностью, если их усвоение не будет сочетаться с непосредственной трудовой деятельностью. Дети должны почувствовать, что такое усталость, успех или неудача, только тогда можно будет сформировать у них ответственное отношение к труду.

Дошкольники имеют слабое представление о сельскохозяйственных профессиях, т.к. большая часть населения проживает в городах. Они не видят, как выращиваются злаковые культуры, не знают, как и откуда появляются в магазинах хлеб, овощи и крупы. Современные дети перестали ценить хлеб как главный продукт питания. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете.

Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: «Думает, что булки на деревьях растут».

Вместе с детьми мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки и другие продукты растениеводства, ознакомить их с различными сельскохозяйственными  профессиями, рассказать о труде агрономов, хлеборобов, цветоводов, овощеводов, а также познакомить с профессией будущего – сити-фермер.

Через реализацию проекта «Из песочницы в аграрий» дети узнали о каждой из этих профессий, а мы постарались перенести полученные знания в детскую деятельность.

В чем польза нашего проекта? Узнав  особенности работы на земле, возможно, многие захотят стать ландшафтными дизайнерами, агрономами, садоводами, фермерами. Но даже те, кто не выберет данные профессии, смогут изменить свое отношение к природе, понять, как минимизировать антропогенное влияние (воздействие человека на природу) на гармоничное равновесие природы при производстве основных продуктов питания.

Новизна проекта в том, что в ближайшее время на российском рынке появятся профессии будущего – новые специализации в сельском хозяйстве, например, сити-фермер. Это значит, что ближайшее будущее потребует от детей самостоятельности, инициативности, творческого мышления, способности разбираться в разнообразии будущих профессий и находить правильное решение.

Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Цель проекта – в процессе практической деятельности сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о ведении фермерского хозяйства в городских условиях.

В начале работы над проектом детям были предоставлены презентации «Как бывало в старину», «Профессии сельского хозяйства», «О профессии овощевода», «Сити-фермер – профессия будущего, которая защитит нашу планету». На основе этих презентаций дети ознакомились с профессиями отрасли растениеводства и проследили цепочку её  развития.

Также были созданы лэпбуки «От зерна до каравая», «Мир культурных злаков», «Цветы», которые помогли детям систематизировать знания о растениях, об условиях их  прорастания, закрепить модель трудового процесса – посев семян и дальнейший уход за ними.

Для реализации поставленных задач изготовили различные дидактические игры «От зернышка до булочки», «Что за чем следует», «Чьи семена?», «Бабушкина кашка», «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Что растет в огороде, в саду, в цветнике?», «Назови действия людей, работающих на земле», «Найди растение по описанию», «Что нужно растению» и др.

Нами были созданы картотека «Опыты и эксперименты», Паспорт комнатных растений, собрана коллекция семян, а также у нас в группе появился литературный сборник, куда вошли сказки, стихи, загадки, пословицы и поговорки.

Детей очень заинтересовала практическая часть проекта – создание макета сити-фермы. Мы смогли вырастить укроп, петрушку, лук, горох, рассаду огурцов, кукурузы. Дети получили  первые навыки выращивания растений своими руками, ухода за ними, узнали об условиях произрастания различных растений. В этом нам помогли опыты и эксперименты, например, такие как «Пробуждение фасоли». Цель опыта: выяснить, как влияет вода на сухое семя фасоли.

Опыты проходил в несколько этапов:

  1. «Ты, фасолька, не зевай, на весы скорей вставай». Цель: определение веса пробудившегося семени фасоли, после насыщения её водой.
  2. «Эй, горошек, не робей, прорастай у нас скорей». Цель: выяснить, какое семя быстрее прорастёт – сухое или пророщенное.
  3. «Горошку всегда нужна свежая вода». Цель: выявить степень влияние водного полива на растение гороха.
  4. «Посадка лука в почву, в песок, в воду». Цель: определить благоприятные условия роста и скорости роста зеленых стрелок.
  5. «Определение влияние тепла на рост и развития растений».
  6. «Определение влияние света на рост и развития растений».

В завершение  проекта были оформлены результаты наблюдений за посаженными детьми растениями, их развитием. Проведена викторина «Наука и сити-фермерство».

Данный проект позволил сформировать у детей представления о профессиях в области растениеводства, познакомиться с профессией сити-фермера, её роли в жизни людей, способствовал бережному отношению к продуктам, которые мы едим, к своему труду, труду взрослых.

С этим проектом наши воспитанники участвовали в районных конкурсах «Морковкины именины» и «Золотой ключик».