Камынина И. Г., заместитель заведующего по УВР ДОУ детский сад № 41
Наш детский сад, как и другие дошкольные образовательные учреждения страны, реализуя образовательные программы, формирует у воспитанников представления о разных профессиях через основные лексические темы. Для этого у нас созданы специальные Центры активности, мы проводим сюжетно-ролевые игры, целевые экскурсии. Получается, что мы, так или иначе, осуществляем раннюю профориентацию. Эту задачу решают все, вопрос только в том, на каком уровне организована эта работа? В нашем учреждении работают профессионалы – талантливые педагоги, увлеченные своим делом, поэтому и дети наши талантливы и успешны. Мы считаем работу по ранней профориентации очень важной, именно поэтому в 2017 наш детский сад стал пилотной площадкой в реализации уникального детского федерального научного сетевого образовательного проекта «Море на ладони», автором которого является Академия МАСПО. За это время в детском саду была создана база по эколого-биологическому и естественнонаучному направлению дополнительной образовательной деятельности: организована работа дополнительного объединения детской опытно-экспериментальной деятельности, составлена общеразвивающая программа «Познай-ка!»,
Опыт нашей работы по естественнонаучному направлению был представлен на районном кустовом методическом объединении Пушкинского района. Наши воспитанники – постоянные победители городской детской олимпиады «УМКА» среди дошкольников по естественным наукам, победители Всероссийской олимпиады по окружающему миру для дошкольников «Страна талантов», которую поддерживает Министерства Просвещения РФ.
Совместно с Академией МАСПО на базе нашего ДОУ не раз проходили международные и городские конференции и семинары по обмену опытом в естественнонаучном направлении. О последнем таком мероприятии я и хочу рассказать. В апреле прошлого года для восьми районов Санкт-Петербурга совместно с Академией мы провели семинар-практикум детского федерального научного сетевого образовательного проекта «Море на ладони». На данном мероприятии был представлен опыт четырех пилотных проектов, развивающих инновационные направления в дошкольном образовании и поддерживающих инициативу педагогов в области использования проектно-исследовательских педагогических технологий.
Опыт работы по проекту «Море на ладони» был представлен в форме докладов педагогов и квест-игры под названием «Невероятные приключения в сказочном царстве Коралловых рифов» с участием воспитанников. Для этого мероприятия сотрудниками детского сада были созданы макеты кораллов, рифов, сшиты костюмы для героев квеста. Было задействовано все пространство детского сада, включая холлы, коридоры, музыкальный зал, спортивный зал и даже бассейн. По сценарию мероприятия надо было обезвредить хищных звезд акантастеров, которые угрожали коралловому рифу.
Наши воспитанники – юные естествоиспытатели – показали глубокие знания, которые грамотно применялись в ходе квеста. Не обошлось и без волшебства, происходившего в бассейне: русалка и царь морской выбросили в бассейн пойманных акантастеров, где хищные звезды с помощью киномонтажа превратились в танцующих звезд – воспитанниц творческого объединения «Танцы на воде».
В ходе квеста, как и должно быть в сказке, добро победило зло. Коралловый риф спасен! Все счастливы!
Вот так легко и играючи воспитанники, педагоги, родители (законные представители воспитанников) в течение 2-х лет на специальных занятиях соприкасаются с миром науки в доступной, интересной форме. Это стало реальностью благодаря реализации проекта «Море на ладони» под руководством кандидата биологических наук, научного руководителя пилотных площадок МАСПО И.В. Рудского.
Проект «Море на ладони» зарождает в наших воспитанниках интерес к профессиям естественнонаучной направленности, представители которых изучают мир природы, расширяет кругозор дошкольников. У детей развивается любознательность, наблюдательность, пытливость ума, так как дети вместе с родителями и педагогами ищут ответы на вопросы, выполняя задания научного руководителя. Все это способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к профессиям естествоиспытателя, биолога, эколога. Очень важно, что дошкольники получают положительные эмоции от занятий. Иван Вячеславович обладает мастерством общения с детьми, огромным багажом знаний о неизведанном для всех нас мире морей и океанов. Он вдохновенно, простым языком, адаптируя материал для дошкольников, рассказывает об анемонах, офиурах, о сложных процессах, происходящих в морской воде, об интересной жизни кораллов, рыб, морских растений. Иван Вячеславович влюбил в себя и в свою профессию всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
Особую благодарность хотим выразить научному руководству Академии «МАСПО» – а именно Марине Вячеславовне, Роману Юрьевичу за их детище – проект «Море на ладони». Благодаря им мы участвуем в конкурсах, которые дают возможность нашим воспитанникам попробовать себя в роли юных художников, дизайнеров, флористов, историков народного костюма.
Надеемся на дальнейшее сотрудничество с Академией и рассчитываем на поддержку в инновационных начинаниях районного и городского педагогического руководства.
Считаем, что подобная познавательная, продуктивная и игровая деятельность способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений о них и успешной дальнейшей социализации воспитанников.
Результаты работы в данном направлении:
- Выросла заинтересованность родителей (законных представителей) в инновационной деятельности, целые семьи увлечены проектом «Море на ладони».
- Педагоги уверены, что воспитанники в будущем станут более инициативными в выборе интересующего их вида деятельности.
- Получая элементарные представления о мире профессий, дети осознают ценностное отношение к труду взрослых.
Мы уверены, что наши дети будут и дальше проявлять самостоятельность, активность и творчество, что позволит им не ошибиться в выборе профессии и поможет в будущем стать профессионалами своего дела.