Создание мини-музея «Комната блокадного Ленинграда» в группе детского сада

Щербина Н. В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 27 комбинированного вида
Угляница В. А., воспитатель ГБДОУ детский сад № 27 комбинированного вида

Достоин славы подвиг Ленинграда,
Он – наша память, и наказ живым!
Смирнов В.

27 января 2024 года исполнилось 80 лет со Дня снятия Блокады Ленинграда. Это самое тяжелое и страшное время, которое испытали, прошли и героически выдержали жители нашего города. Мы всегда должны об этом помнить и передавать эту память новым поколениям. Как воспитатели могут рассказать детям об этом страшном времени и для чего это нужно?

Традиционно мы рассказываем детям о Блокаде, показываем презентации, рассматриваем иллюстрации, смотрим мультфильмы, читаем художественную литературу. В этом году мы решили дать ребятам возможность прочувствовать атмосферу того времени и организовали мини – музей «Комната блокадного Ленинграда». Как важно для ребенка увидеть реальные предметы, потрогать и ощутить их.

Родителям нашей группы было предложено принять участие в организации такого музея, и они нас поддержали. Кто-то нашел у себя вязанную крючком скатерть, бережно хранимую в семье; кто-то привез с дачи керосиновую лампу и печку «буржуйку»; в комиссионном магазине были приобретены чугунный утюг, алюминиевая посуда, фляга для воды. Свое место в экспозиции занял ватник и другие предметы быта того времени. Каждая вещь этой Блокадной комнаты рассказала нашим детям о том, как жили и выживали ленинградцы в то тяжелое время.

Большой эмоциональный отклик вызвал у детей маленький блокадный кусочек хлеба и трагическая судьба маленькой девочки Тани Савичевой. Рисунки детей блокадного Ленинграда заставили задуматься об отнятом, безрадостном детстве. Одним из экспонатов музея была маленькая брошка. Ребята узнали, что она называлась блокадный «светлячок» и помогала жителям передвигаться по городу, погруженному в полную темноту, а не просто была украшением на одежде.

Предметы одежды и обуви (пуховый и шерстяной платки, ватник, валенки и калоши) были не столько нарядными и красивыми, как жизненно необходимыми вещами, которые спасали людей от холода. Детям очень хотелось потрогать и примерить эти вещи.

Интерес и удивление у детей вызвали санки, которые оказались не для зимней забавы, а для перевозки своих личных вещей, воды, дров. Привлекло внимание окно, оформленное для комнаты. Через белые бумажные перекрестья дети увидели разрушенный фашистами город.

Рассмотрев рисунок на фарфоровой посуде (кобальтовая сетка) ребята нашли похожий геометрический орнамент – заклеенные крест-накрест окна; перекрестный свет прожекторов в ночном небе; золотые «мушки» – разрывы зенитных снарядов.

Вечером, когда родители приходили за детьми, ребятам очень хотелось показать и рассказать им про музей. Мы уверены, что представленная в такой форме подача материала больше запомнилась детям, чем просто рассмотренная на картинках или фотографиях.

Именно из таких моментов жизни, воссоздания исторических и очень значимых событий своего Отечества и формируется пока еще маленький, но очень важный человек своей страны и своего народа.

«Народ, который не знает своей истории, не имеет будущего».
                                                                                            М. Ломоносов