Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста

Савина О. В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 25 комбинированного вида

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету.
 К.Д. Ушинский

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка. Речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления, его умение осмыслить информацию и правильно выражать ее.

Работа в нашей группе по развитию речи осуществляется в разных видах деятельности. Большое значение для развития речи дошкольников имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Сформировать грамотную речь  у детей помогает приобщение к книге, также дети принимают участие в разных дидактических, настольных и подвижных играх. Ведется работа в центрах разнообразной деятельности – это все способствует развитию речи дошкольников.

В центре изо-деятельности во время продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия.   В центре экспериментирования в процессе выполнения опытов и исследований дети учатся составлять предложения по демонстрируемым действиям;  размышлять, рассуждать и доказывать; объяснять явления природы;  составлять небольшие рассказы. Сюжетно-ролевая игра также  имеет огромное значение в развитии речи дошкольников, так как при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи, ведь детям необходимо общаться,  что-то объяснять товарищу, договариваться.

Очень важным аспектом развития речи является правильное дыхание, так как оно, безусловно, влияет на звукопроизношение.

Дыхание — это естественная функция человеческого организма. Но чаще всего мы обращаем на него внимание лишь в случае болезни либо каких-то отклонений, даже если речь идёт о собственном ребёнке. Родителям дошкольника часто трудно выделить время для выполнения несложных упражнений. На помощь приходит детский сад, где дыхательная гимнастика является важной составляющей деятельности по укреплению здоровья дошкольников.

Дидактическая игра представляет собой большую возможность для развития речи. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством взрослого, потом самостоятельно.

Дидактическое оснащение должно соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям детей. Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным, а игровой материал должен быть доступным для ребенка.