Стеклова Е.В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 1
Гасымова Г.Ф., воспитатель ГБДОУ детский сад № 1
Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Сухомлинский В.А.
На появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.
Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражается на его деятельности и поведении. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми.
Каково же состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе?
В целом уровень речевого развития современных детей-дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный, и проблема развития речи день ото дня становится всё более актуальной. Почему? К сожалению, сейчас взрослые всё меньше времени отводят детям на чтение художественной литературы, дошкольники проводят время за экранами телевизоров и компьютерами, таким образом они лишаются возможности услышать правильную, красивую речь.
Поэтому развитию речи в детских дошкольных учреждениях уделяется особое внимание. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной.
Главным проявлением речи выступает попытка ребенка выразить мысль, добиться понимания и адекватной реакции со стороны окружающих.
Сегодняшние дошкольники обладают слабым умением в области связной речи, эта проблема весьма актуальна, следовательно, ведущей задачей детского сада является развитие связной речи.
Критическая ситуация в развитии речевой активности детей обусловлена рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:
- ухудшение состояния здоровья детей;
- существенное сужение объема “живого” общения родителей и детей;
- глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
- недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;
- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в стремлении к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном отношении к этой проблеме.
Для успешного развития речи необходимо:
- Интересно организовать жизнь ребёнка.
- Постоянно побуждать ребёнка говорить.
- Создавать соответствующую обстановку.
- Не забывать про одарённых детей – речью мы определяем судьбу ребёнка. Из всех талантов самый главный талант – общение.
Осознавая эти задачи, дошкольное учреждение максимально создаёт условия для развития речи детей.
Метод песочной терапии завоёвывает популярность у практикующих психологов, воспитателей, логопедов. Песочная терапия или игра с песком – прекрасная среда для развития способностей ребенка, его речи, мышления, снятия эмоционального напряжения, а также для работы с “трудными” детьми. Одним из действенных средств развития речи является именно метод песочной терапии.
Развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Таким образом, “есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга”.
Песочная терапия представляет собой систему игр, направленных на развитие мелкой моторики, которая полностью соответствует возрастным особенностям и потребностям малыша. Игры включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые ритмической, несложной речью. Упражнения кистей и пальцев рук способствуют развитию физиологической основы овладения ребенком речью, развитию двигательного отдела мозга, ведающего, в том числе, развитием мелкой моторики.
Каждое занятие разделено на три этапа: вводный, развивающий – основной, заключительный (подведение итогов, обсуждение).
Процесс обучения поделен на два этапа:
- знакомство с песком, подготовка руки, развитие воображения и умения рисовать песком. Обучение непосредственно рисованию линий, точек, завитков; использование геометрических фигур; добавление цветного песка для насыщенности цвета; создание рисунков на основе геометрических фигур;
- сюжетное рисование по предлагаемым темам и замыслу.
Поделки из цветного песка выполняются на каждом занятии, тема поделки повторяет тему рисования песком на световом столе.
Техники рисования на световом столе разнообразны – изображения, созданные с помощью отпечатков пальчиков, пальцами поочередно (например, поочередное рисование линий разными пальцами /бревнышки), кулачком, ребром ладони, ребром большого пальца (прорисовка деталей рисунка), щепотью (например: отсыпать глаза, детали рисунка, для украшения), одновременное использование нескольких пальцев (например: трава, волны, лучики у солнышка и др.), симметрично двумя руками (в рисовании разных картин: например, нос у ежика, елка и др.), отсекая лишнее.
Игровые методы:
- «Чувствительные ладошки»: горячее-холодное, мягкое-твердое, сухое-мокрое.
- «Отпечатки наших рук». Воспитанникам очень нравится на песке делать отпечатки ножек, ладошек, изображать пальчиками следы животных. А еще очень интересно и приятно закапывать в песок свои ручки и ножки.
- Игра «Секретик». Что спрятано в песке? В песке прячутся любые игрушки, при этом тайник помечается, задача ребенка – откопать «секретик», а потом сделать похожий.
- Рисунки на песке.
На песке можно рисовать буквы, цифры, геометрические фигуры и целые картины. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, с развитием мелкой моторики мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, это способствует развитию речи, произвольного внимания, памяти. Но главное, ребенок получает первый опыт рефлексии – учится понимать себя и других.
Таким образом, подготовка детей к обучению в школе, к успешному выполнению их будущей социальной функции учеников – одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения, которая с каждым годом становится все актуальнее. Поэтому следует уже в дошкольном возрасте развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.