Илющенко О. А., воспитатель первой младшей группы ГБДОУ детский сад № 40
Конечно, если родители желают вырастить ребенка счастливым. Все родители хотят видеть своих детей людьми, умеющими думать, ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Но далеко не все знают, как это сделать, и не понимают, что это сложная педагогическая задача.
Предлагаю поразмышлять над этим на примере нашей семьи. Меня зовут Илющенко Оксана Алексеевна. Я работаю воспитателем в ГБДОУ № 40 Пушкинского района. Вместе с супругом Илющенко Романом Викторовичем воспитываем трех дочек. Все девочки разного возраста, у всех разные взгляды и интересы.
Старшая дочка Арина – студентка факультета химической технологии Горного института. Закончила гимназию с золотой медалью, набрала высокие баллы на ЕГЭ и поступила на бюджетное отделение. С раннего детства мы с ней читали много книг, учили стихи, развивая память, занимались в музыкальной школе по классу фортепиано и в вокальной студии, развивая музыкальный слух и координацию движений. Посещали занятия по бисероплетению, макраме, вязанию для развития мелкой моторики и усидчивости. С дошкольного возраста начали изучение английского языка – ведь в детстве самые прекрасные условия для овладения иностранным языком, так как обучение проходит в игровой форме. И это принесло свои результаты. Арина в совершенстве владеет английским языком, так как помимо прилежных занятий она в возрасте 14 лет две недели провела в английской семье в Лондоне и разговаривала только с носителями языка. А в 16 лет по обмену опытом гостила в городе Росток (Германия) и была погружена в атмосферу немецкой семьи. В каждом возрасте ребенку нужно дать именно то, что присуще этому возрасту. Все занятия для развития тех или иных способностей сначала предлагались родителями, потом посещался пробный урок, а далее ребенок сам выбирал интересно ему это или нет.
Средняя дочка Ульяна – ученица шестого класса гимназии. Учится отлично, прекрасно ладит со сверстниками и учителями. Активная, спортивная, творческая. С трех лет и по настоящее время занимается спортивными танцами. Физически сложные тренировки ее не пугают, долгие репетиции иногда через боль и усталость приводят к победам на различных конкурсах. С дошкольного возраста вырабатывали упорство, прививали ответственность перед командой, объясняя, что команду подводить нельзя, ведь только сообща можно добиться высоких результатов. С четырех лет посещала кружок легоконструирования. Оно, как известно, объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность, техническое мышление, воображение и навыки общения, расширяет кругозор, развивает познавательную активность, а это одна из составляющих успешности дальнейшего обучения в школе. В дошкольном возрасте участвовали в конкурсах чтецов, развивая память и творческую активность. Такие конкурсы способствуют социализации детей, расширяют границы общения, а также доставляют радость от участия в общем деле. А вот кружок мягкой игрушки Ульяна через месяц перестала посещать, так как технология кройки и шитья нарядной и современной игрушки не заинтересовала ее. Но мы приняли выбор дочери и не стали настаивать. Ульяна очень домашний ребенок, но со своим танцевальным коллективом с удовольствием на каникулах выезжает в спортивные лагеря. Девочки и тренеры стали одной дружной семьей, которые помогают, поддерживают и вдохновляют друг друга.
Младшей дочке Таисии всего четыре года, она хоть и маленькая, но тоже очень активная девочка. Посещает детский сад, как средняя сестричка ходит в хореографическую студию, развивает чувство ритма, уверенность в себе, воспитывает выносливость, корректирует осанку, что необходимо не только для занятий танцами, но и для здоровья. Хорошо запоминает стихи и песни. В копилке достижений уже несколько дипломов за участие в конкурсах. Чуть позже планируем записаться на пение, так как в семье все любят петь. А ребенок все повторяет за взрослыми, развивая навык подражания, наблюдательности, внимания и памяти. Таисия очень рано научилась собирать пазлы, ведь развивать мелкую моторику легче в раннем возрасте, а если этого не произойдет, то догонять упущенное в школьном возрасте оказывается очень трудно.
С раннего возраста мы знакомили девочек с миром театра. Там дети получили лучшие уроки нравственности, так как театр помогает задумываться о судьбах персонажей, учит сопереживать героям. Помогает отличить добро от зла, делает людей более вдумчивыми и интеллигентными.
Все девочки очень дружны между собой и со своими друзьями. Наша большая семья дружелюбна и гостеприимна, что передалось нашим дочерям. В нашем доме всегда слышен детский смех.
Обязательно нужно уделять много времени развитию самостоятельности. Существует мнение, что ребенок не может самостоятельно мыслить и его желания должны совпадать с желаниями взрослого. Но это не так. Если родители сами отказываются от воспитания в ребенке навыка самостоятельности, то дети вырастают ни к чему не приученными, так как родителям проще и быстрее все сделать за них самим. Ребенок – чистый лист бумаги. Его можно научить всему. Но часто знания, которые навязываются ребенку взрослыми, приводят к тупиковым ситуациям. Главное, не надо спешить давать ребенку набор знаний и суждений, которые не соответствуют его возрасту.
Семья оказывает на воспитание подрастающего поколения большое влияние, так как именно в ней формируются личностные качества ребенка, усваиваются социальные нормы общения и поведения. Адекватное родительское общение способствует тому, что у ребенка формируются навыки по установлению доброжелательных и искренних взаимоотношений с окружающими людьми. В процессе семейного общения дети усваивают не только традиции своей семьи, но и своего народа и страны.