Лавриненко Г. Н., воспитатель ГБДОУ № 37
Я считаю, что семья обладает большим воспитательным потенциалом. Общение, взаимодействие с родителями, бабушками-дедушками, братьями-сестрами формируют у ребенка мировосприятие, нормы морали, систему ценностей.
Даже если с ребенком целенаправленно не проводят никаких «воспитательных» бесед, то он, как губка, впитывает модели поведения и стиль общения, которые практикуются в семье. Это уже базовое воспитание. Отсюда вывод: взрослым членам семьи не следует при ребенке ссориться, отпускать в адрес друг друга обидные шутки, а тем более заниматься «битьем посуды». Любой деструктив, если он систематически повторяется, ребенок воспримет как норму и в будущем станет вести себя также. Вот, пожалуй, основная мысль, но продолжим…
Семья может выступать систематизатором знаний, полученных детьми в детском саду или в школе. После занятий в группе или в классе наверняка остаются вопросы. И хорошо, если по дороге домой, ребенок задаст их родителю или родители сами спросят о чем-то вроде: «А что интересного ты узнал сегодня?» Почва для увлекательной беседы и расширения кругозора подготовлена – не так ли?
Семья – это совместные путешествия. И здесь тоже можно говорить о расширении кругозора и искать ответы на бесконечные детские вопросы.
Семья – это воспитание трудолюбия. Помощь маме в уборке, ремонт машины с папой, работа на даче с бабушкой и дедушкой и т.д. Только важен правильный подход: поддерживание интереса, собственный пример, мотивация и золотая середина, чтобы ребенок «не перетрудился».
Семья – это совместная культурная программа. Музеи, парки, театры, кино. Их посещение требует вдумчивых разъяснений, а не просто «для галочки». Родителям важно поработать с информацией и рассказать, к примеру, как жили древние люди, кто написал «Утро в сосновом бору», кому и почему поставили этот памятник. Спросите у ребёнка, какой персонаж сказки понравился больше всех и почему.
В конце концов семья – это праздники. Сколько человек собирается за столом? Весело ли проводят время? Вот и здесь воспитание.
И, конечно, сказка на ночь. Неважно, книга или аудио… Важно, чтобы ребенок знал, что добро всегда побеждает зло, знал, что такое хорошо, что такое плохо. Отличал Чебурашку от Винни-Пуха или от домовенка Кузи.
Если уроки такого ситуативного воспитания прошли успешно, то и дети детей будут знать, что маму надо защищать, что картошку сажают и выкапывают всей семьей, что дважды два четыре, а «Утро в сосновом бору» написал Шишкин…