Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники

Попова В.Ю., учитель-логопед ГБДОУ № 1

Развитию связной речи у детей дошкольного возраста всегда уделяется особое внимание. Ведь от того, насколько хорошо будет развита связная речь у ребёнка, зависит успешность его обучения в школе.

Ушинский говорил: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Применяя разные методы развития связной речи, я пришла к выводу, что наиболее эффективным в моей работе оказался способ применения знаково-символической системы, всем известный как мнемотехника. Этот метод помогает ускорить процесс запоминания, развивает ассоциативное мышление и воображение, а также развивает память и внимание. В работе над связной речью я использую мнемотаблицы.

С помощью них мы с детьми учимся составлять описательные рассказы, пересказывать тексты, заучивать стихотворения, чистоговорки, скороговорки.

В мнемотаблицах закреплен определенный алгоритм составления рассказа. Со временем ребенок привыкает к этим действиям по алгоритму и у него постепенно пропадает интерес к этой деятельности, а мне хотелось бы, чтобы ребенок применял при составлении рассказа как можно больше своих творческих возможностей и, соответственно, лучше развивал логическое мышление.

Для этого я разработала комплект игровых дидактических пособий для детей старше-подготовительного возраста для составления описательных рассказов.

Это пособие состоит из плоскостных фигур и карточек с изображением символов на липучках, которые крепятся на плоскостную фигуру, что даёт возможность отрабатывать материал по разным лексическим темам. Их можно крепить на коврограф, играть с ним на ковре, выкладывать на столе.

Эти пособия многофункциональны и могут применяться как для индивидуальной работы с ребёнком, так и с подгруппой детей.

Перед тем как начать применять данные пособия, дети знакомятся с каждым символом. Мною проводятся игровые упражнения для запоминания символов, и дети составляют словосочетания и предложения, применяя их.

1 пособие «Домик». На крышу педагог крепит карточку с символом предмета, который будет описываться. Ребёнку выдаются карточки-«кирпичики», на которых изображены символы для описания предмета. Ребёнок выкладывает под крышей карточки и составляет при этом описательный рассказ.

2 пособие «Паровоз». На локомотив паровоза педагог крепит карточку с символом предмета, который будет описываться. Ребёнку выдаются карточки-«вагончики», на которых изображены символы для описания. Затем ребёнок прикрепляет вагончики к локомотиву и составляет при этом описательный рассказ.

3 пособие «Лестница». На дверь педагог крепит карточку с символом предмета, который будет описываться. Ребёнку выдаются карточки, на которых изображены символы для описания. Затем ребёнок выкладывает карточки на ступеньки, спускаясь вниз, и составляет при этом описательный рассказ.

Таким образом, применяя это пособие для составления рассказа, ребёнку не приходится соблюдать чёткий алгоритм, который даётся в мнемотаблицах, и у него  есть возможность построить рассказ в той последовательности, в которой он захочет.

Работа с такими пособиями вызывает у детей интерес и положительные эмоции. Они всегда с удовольствие занимаются по ним.

Мой опыт показал, что систематическая работа по развитию связной речи у детей с использованием метода мнемотехники даёт положительные результаты. У детей расширяется словарный запас, лучше развивается логическое мышление и творческое воображение, улучшается память и внимание.