Криотерапия как одно из эффективных средств развития графо-моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Кирияк И. В., учитель-логопед ГБДОУ № 12

Криотерапия, контрастная терапия – это воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, подаётся импульс в кору головного мозга, вследствие чего лучше развивается двигательная зона. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, что ведёт к выполнению чётких движений и, как следствие, улучшает процесс развития речи. На сегодняшний день криотерапия – одна из наиболее современных нетрадиционных технологий коррекционной педагогики, предполагающей использование игр со льдом с целью развития тактильной чувствительности и возбуждения иннервации мышц тонкой моторики. Тем самым опосредованно происходит вторичная компенсация и развитие моторных центров коры головного мозга. В связи с этим улучшается артикуляционная моторика, произносительные навыки детей и в целом состояние их самостоятельного высказывания. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает определенными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов – первоначальный спазм мелких артерий сопровождается выраженным их расширением, что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание нервных и мышечных тканей. Воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно приводит к попеременному сокращению и расслаблению мышц.

Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом в свете изменения содержания школьных программ становится все актуальнее. Актуальность представленной темы обусловлена тем, что двигательный акт письма требует тонкой координации движений, длительной фиксации суставов, а кроме того связан со значительной статической нагрузкой, обусловленной неподвижной позой при письме. Несовершенная нервная регуляция движений, слабое развитие мелких мышц руки, низкая выносливость по отношению к статическим нагрузкам у детей старшего дошкольного возраста определяют чрезвычайную сложность овладения навыком письма. Поэтому для педагогов очень важно постоянно искать и находить объективно существующие точки соприкосновения различных областей знаний и на этой основе вырабатывать единый механизм формирования знаний, умений, навыков, развития способностей, активно воздействовать на воспитанников специфическими для каждой дисциплины средствами с целью создания широкой и прочной базы, на которой можно решать учебно-воспитательные задачи.

Необходимо помнить и о противопоказаниях. Нельзя проводить криотерапию с детьми, имеющими заболевания эписиндромом; миопатией (наследственное заболевание). Осторожно применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми, гипервозбудимыми детьми. Можно использовать следующие игры: «Где же наши ручки?» (опустить руки в воду с ледяными кубиками и вынуть); «Вылови льдинку» (выловить из воды ледяной кубик красного, синего, жёлтого цвета); «Плавает-тонет» (определение плавучести больших и маленьких льдинок); «Достань со дна ледяные кубики» (достают из воды цветные кубики и строят домик или мини замок).

В логопедической работе используются игровые методы и приемы с умеренно низкими температурами: игры со льдом («Тает льдинка», «Ледяные фигурки», выкладывание льда в трафаретах и др.), массаж рук кубиками льда, наложение на руки холодных повязок.  Длительность процедуры закаливания отработана с учетом возраста детей и их реакции на холод и обоснована тем, что меньше 7 секунд нет эффекта воздействия, а после 20 секунд возможно проявление нежелательных реакций на холод. Проведение процедур через день необходимо для адаптации организма детей к воздействию холодом.

Для проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках», специальных силиконовых ёмкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет. Для того чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда.

Занятия с использованием метода криотерапии проводятся через 1-2 дня в течение месяца. От раза к разу увеличивается продолжительность взаимодействия и манипуляций со льдом от 5-8 секунд на первом занятии и доводится до 1 минуты на заключительных этапах, что позволяет от раза к разу увеличивать чувствительность кончиков пальцев, быстроту реагирования и скорость выполнения заданий.

Методика проведения криотерапии

Занятия с использованием метода криотерапии проводятся в несколько этапов. Лёд высыпают в большую миску. Дети стоят вокруг стола и перебирают руками лёд (начинают с секунд). Затем разогревают руки на горячей грелке (в тазу с тёплой водой или держа пластиковые бутылочки с горячей водой). Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.

1 этап – чередование теплых и холодных процедур. Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории: 1-ая категория игр – погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками (игра «Достань игрушку») на 5-8 секунд. 2-ая категория игр – выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда. Время взаимодействия со льдом увеличивается до секунд. 3-я категория игр – выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до 10 -15 секунд. 4-ая категория игр – выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.

2 этап – растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой. После трехразового криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. При этом большое внимание уделяют большому пальцу каждой из рук, т.к. данный элемент связан с зоной мышления головного мозга, и его активизация напрямую влияет на мыслительную деятельность дошкольника. После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях педагога.

3 этап – массаж руки с помощью шишек, Су-Джок шариков, щеток, поглаживание предметов разных фактур.

Использование данного инновационного и нетрадиционного метода в коррекционно-логопедических мероприятиях способствует успешному формированию графо-моторного навыка у детей, имеющих нарушения речи, и позволяет им впоследствии успешно овладевать графикой письма. Следовательно, если в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, целенаправленно использовать метод криотерапии в сочетании со специальными упражнений и заданиями, то это будет способствовать развитию графо-моторного навыка у детей и отразится на успешности последующего овладения ими графикой письма.