Пластилинография

Туваева И.В., воспитатель ГБДОУ № 12

Жизнь человека – это процесс познания и наблюдения. Особенно интенсивен этот процесс в детстве, поскольку ребенок сталкивается с огромным многообразием форм, красок и других свойств объектов – ведь его окружает мир и природа, полные различных сенсорных признаков: звуков, запахов, цвета.

В процессе взаимодействия с предметами малыш познает их свойства и характеристики: вкус, цвет, вес, температуру, положение в пространстве. В будущем начальные представления о природе послужат основой для понимания взаимоотношений и взаимосвязей в ней. Именно дошкольный возраст – самый продуктивный и важный для накопления представлений об этом большом мире и развития всех органов чувств. Поэтому желательно как можно больше времени уделять познанию и изучению всевозможных предметов.

Один из способов, направленных на сенсомоторное развитие и творческое мышление детей, – работа с пластилином. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Он работает по принципу максимального погружения в процесс, а также развивает и отражает восприятие мира ребенка, его фантазию, воображение. Лепка успокаивает и уравновешивает, наблюдается даже психотерапевтический эффект этого вида деятельности. Занятия направлены на развитие творческого видения, эстетического восприятия и понимания гармонии цвета и формы.

В настоящее время практически каждый ребенок знаком с пластилином в той или иной форме. Пластилин – очень мягкий материал, отличающийся своей пластичностью и послушностью. Деткам очень нравится работать с ним, ведь они чувствуют себя настоящими творцами.

Рисование пластилином – это пластилиновая живопись (пластилинография). В пластилиновой живописи пластилин используется в виде «краски» как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка.

Пластилинография – один из видов декоративно-прикладного искусства, практикующихся в дошкольном учреждении. В пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно-пространственного восприятии окружающего мира детьми дошкольного возраста.

Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев), зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь. Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинографии способствует всестороннему развитию личности ребёнка.

В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приёмам и средствам композиции.

Такая техника, как пластилинография демонстрирует необычные сочетания материалов и инструментов, ее технология выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку, именно поэтому нетрадиционная методика очень привлекательна для детей, так как позволяет им открыть большие возможности для выражения собственных фантазий и желаний.

Пластилин – материал волшебный, позволяющий исправить любую ошибку. Неудачное изображение очень быстро и просто счищается стекой, потом снова добавляется фон. Возможность легко исправить ошибку особенно привлекательна для детей. Необходимо, чтобы ребенок радовался полноценному творческому процессу, чтобы ему было психологически комфортно во время занятия.

Пластилинография хороша тем, что она доступна детям, позволяет быстро достичь желаемого результата, делает выполнение работы более увлекательной и интересной.

Польза занятий лепкой очевидна – когда дети воспроизводят предмет с натуры или по образцу, они знакомятся с разными параметрами объекта, такими как форма, цвет, размер. Также малыши развивают мелкую моторику, которая, в свою очередь, способствует развитию речи. Вдобавок ко всему занятия способствуют развитию тактильных ощущений, любознательности, художественного вкуса, наблюдательности и внимания, ведь изучение деталей требует сосредоточения. Также занятия совершенствуют сенсомоторику – умение управлять движениями и эмоциями, ориентироваться в пространстве, что выражается во взаимозависимости зрения и слуха.

Какой бывает пластилинография

Педагоги, обучая дошколят, применяют различные виды пластилинографии, которые несложно организовать и дома. Родителям нужно знать, что и как используется в разные возрастные периоды.

Прямая пластилинография – лепное изображение строится на ровной поверхности. При выполнении картины нужно сначала скатать объемные формы, например, колобки, колбаски, потом расположить их по контуру и расплющить в соответствии с замыслом, хорошо присоединив детали. Малыши легко осваивают эту технику уже в двух-трехлетнем возрасте. На начальном этапе им предлагается незатейливый рисунок без мелких деталей с готовой основой. Ребята постарше создают более сложные композиции. Они самостоятельно готовят основу, выполняют контур, который постепенно заполняется размягченным пластилином.

Обратная пластилинография (витражная) предполагает рисование с обратной стороны основы. Для этого она должна быть прозрачной, например, пластик или оргстекло. Рисунок составляется на основе маркером, а затем его элементы заполняются пластилином. В изображение подбираются кусочки пластилина необходимого размера и цвета, размягчаются, а затем размазываются по прозрачной основе. Чтобы получился тонкий аккуратный слой, размазывать можно пальчиками или стекой, тщательно придавливая пластилин к поверхности.

Модульная пластилинография принадлежит к сложной технике и требует от дошколят умения владеть всеми приемами лепки. Тогда получается лепная картина, состоящая из разных декорирующих элементов: шариков, лепешек, цилиндриков, косичек и других технических элементов.

Мозаичная пластилинография – любимая детьми техника, так как изображение составляется только из пластилиновых шариков. Достаточно простая техника доступна ребятишкам всех возрастов. Главное, подбирать соответствующие цвета и аккуратно заполнять элементами контурное пространство, не выходя за его пределы. Методика работы состоит из скатывания мелких шариков, распределения на основе и прижимания к ней.

Контурная пластилинография предполагает вылепливание объекта по контуру. Пошагово этапы действия будут следующие: сначала на основу наносится маркером рисунок, затем с помощью тонких скатанных жгутиков выкладывается контур, изображение заполняется жгутиками соответствующего цвета. Педагоги советуют воспользоваться большим шприцем без иглы, в который помещается пластилин, затем шприц помещается в горячую воду для размягчения. Таким образом, можно получить красивые ровные жгутики.

Многослойная пластилинография представляет собой последовательно нанесенные на основу слои пластилина. Подобная техника необходима для пейзажей (изображений леса, воды, поля), когда нужно подобрать не только основные цвета, но и их оттенки. Такая работа довольно сложна для маленьких дошколят, и ее уместно проводить только со старшими ребятишками. Методика работы следующая: подбираются разные цвета пластилина, из которых делаются тонкие лепешечки. Затем заготовки накладываются друг на друга в виде многослойного пирога в соответствии с рисунком.

Фактурная пластилинография – самая сложная техника, так как предполагает изготовление объемного изображения. В ней можно выделить барельеф (фр. bas-relief -низкий рельеф, объем рисунка менее половины), горельеф (выступающий более чем на половину) и контррельеф (лат. contra – против и рельеф, углубленный рисунок). Чтобы получить такие картины, можно воспользоваться специальным валиком с нанесенным на него изображением. В магазинах можно приобрести готовые шаблоны для данной техники.

Основные приемы лепки пластилином

Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание, заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.

Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.

Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками или прижимают ладошкой к столу.

Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.

Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.

Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.

Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.

Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

Сюжеты картин для дошкольников могут быть любые. Педагоги советуют обязательно использовать стишки, загадки и небольшие истории о лепной картинке, чтобы поддержать интерес к творчеству и поощрить ребенка.

Важно: работа с пластилином – достаточно трудное занятие для неокрепших детских пальчиков. Поэтому, во-первых, пластилин для пластилинографии должен соответствовать необходимым требованиям (твердую массу разогреть в теплой воде); во-вторых, во время создания лепной картинки необходимо менять виды деятельности, делая паузы, чтобы предотвратить переутомление малыша.

Важно: пластилинография как средство развития мелкой моторики рук предполагает постепенный переход от простых способов работы к более сложным. Тогда дошкольник сможет длительное время готовить композицию, не утомляясь. А усвоенная ребенком система приемов работы с пластичными материалами поможет появиться новым замыслам и творческим находкам.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Обучая детей пластилинографии, необходимо учитывать, что содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам.

Родители! Не забывайте радоваться вместе со своими детками каждой их творческой находке. Старайтесь сохранять поделки надолго, дарить их близким, друзьям, чтобы придать значимость детским творениям.