Урок памяти

Сычева Ю.В., учитель английского языка, классный руководитель 5б класса
ГБОУ школы № 335

 Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего.
М.В. Ломоносов

Память каждого человека сохраняет все самое важное и значимое для него. Память о блокаде Ленинграда священна для каждого жителя нашей страны, для каждого русского человека. Каждое новое поколение должно сохранить память о тяжелых днях блокады, о великом подвиге жителей Ленинграда, их стойкости и силе духа, несгибаемом мужестве и отваге.

В этом году 27 января наша страна отмечает великую юбилейную дату – 80-ю годовщину полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Мой долг как классного руководителя и наставника – рассказать ребятам правду о блокаде нашего города. Я провела классный час, посвященный этим тяжелейшим событиям. Цель урока – формирование знаний учащихся об истории блокады Ленинграда, а также сохранение памяти  о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Перед классным часом учащимся было дано задание самостоятельно подготовить сообщения, видеоролики, презентации, стихи, посвященные теме Блокады Ленинграда.

Ребята рассказали, как началась блокада нашего города, как проходила эвакуация жителей, а также эвакуация музеев, театров, предприятий. Мы посмотрели кадры документальной видеохроники, увидели, как выживал Ленинград во время блокады.

Ученики нашего класса рассказывали о Дороге жизни, о важности этой транспортной магистрали и об опасностях на этом пути. Ребята узнали, как готовили дорогу, увидели на карте, где она проходила, с какими трудностями пришлось столкнуться на Дороге жизни. Зимой, даже с образованием толстого льда, грузовики проваливались под лед. Почему так происходило, и что такое резонанс – об этом ребята узнали впервые.   На классном часе впервые прозвучало слово «прогибограф». Это изобретение ленинградского ученого Наума Рейнова – специальное устройство, которое фиксировало колебания льда, что позволяло определять безопасную скорость машин по льду и рассчитывать оптимальные интервалы движения. Таким образом, машины не уходили под лед.

Ребята подготовили сообщение о блокадном хлебе, о нормах его выдачи на человека, рецепте блокадного хлеба, о появлении карточной системы в городе. Это был один из самых эмоциональных моментов урока. Сложно представить современным детям, как можно прожить на 125 грамм хлеба в день!

Мы также посмотрели видеосюжет о Ленинградской симфонии №7 композитора Дмитрия Шостаковича. Ребята узнали, как в блокадном городе композитор сочинял эту симфонию, как измождённые, полуживые музыканты репетировали её и как замер город и Ленинградский фронт, когда по радио шла трансляция этой героической музыки. Музыка, ставшая для жителей Ленинграда символом жизни, надежды и веры в то, что победа обязательно настанет!

В конце классного часа ребята ответили на вопрос, почему так важно знать историю своей страны, родного города, о важности выбранной темы. Урок никого не оставил равнодушным, так как сохранение памяти, чувство патриотизма, гордости за свою страну – основа достойного воспитания каждого поколения детей.

Блокада Ленинграда – одна из самых трагичных страниц в истории нашей страны. Оборона Ленинграда является примером мужества и силы духа. Героизм ленинградцев и защитников города навсегда останется в памяти каждого поколения людей.