Развитие координации в начальной школе

Кушнир А. Н., учитель физической культуры ГБОУ школы № 335

Координация представляет собой способность гармонично согласовывать действия разных частей тела для достижения желаемого результата. Координационные способности помогают нам контролировать движения нашего тела и выполнять различные задачи с точностью и эффективностью: ориентироваться в пространстве, держать равновесие.

Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям в школе. Следует помнить, что это должен быть не хаотический набор движений, а правильно и строго организованный педагогический процесс, в котором физические упражнения выполняются с определенными нагрузкой и дозировкой соответственно возрасту обучающихся.

Актуальность темы связана с тем, что наиболее оптимальным периодом для развития координационных способностей школьников выступает возраст от 7 до 10 лет. Важно не упустить указанный момент в организации физического воспитания учеников начального звена.

Основываясь на сенситивных периодах развития физических качеств, основное внимание мною на уроке направлено на развитие способностей к ориентированию в пространстве, к перестроению двигательных действий, к ритму и к расслаблению. Высокая степень развития координации движений оказывает положительное влияние на овладение детьми новыми двигательными формами, также надо учитывать, что координационные способности сохраняются в течение длительного срока.

Для развития координационных способностей у учащихся младшего школьного возраста я использую следующие методы:

  1. стандартно-повторного упражнения (круговое вращение рук в плечевом суставе в разных направлениях);
  2. вариативного упражнения (броски в цель сразу после вращений, кувырков);
  3. игровой (занимающийся должен решать задачу  самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации);
  4. соревновательный (используется как контрольно-зачетная форма при овладении каким-то физическим навыком).

Более сложным является объединение методов в одном занятии. Например, мною используется эстафета с исходным положением сидя в колонне с мячом. По сигналу первый убегает, через 10 м выполняет присед, далее бегом и бросок мяча в цель неудобной рукой, подбор мяча и бег в противоположном направлении к колонне, передача мяча из рук в руки, получивший мяч приступает к выполнению.

Развитие координационных способностей имеет прямое отношение к улучшению работы мозга. Когда мы занимаемся упражнениями, которые требуют точности и координации движений, мозг активно участвует в процессе управления телом. Стоит отметить важность использования межпредметных связей на уроках физической культуры при изучении координации. Я использую контроль индивидуальной нагрузки, путем самостоятельного измерения пульса после 3-х кувырков (математика, окружающий мир). Данные связи дают возможность учащимся больше работать самостоятельно на уроке, развивать их творческие способности, проверять и проявлять себя в лидерстве, что является неотъемлемой частью освоения программы начального общего образования в соответствии с требованиями, установленными ФГОС.