Шафикова И. Д., воспитатель группы продлённого дня ГБОУ школа № 604
Козяева Ю. А., воспитатель группы продлённого дня ГБОУ школа № 604
Творчество требует смелости.
Антуан де Сент-Экзюпери
Творчество – общее дело, творимое уединёнными.
Марина Цветаева
Большую роль в процессе воспитания младших школьников играет единство подходов к развитию нравственных качеств личности со стороны всех участников образовательного процесса. Решить подобные задачи позволяет организация коллективных творческих дел с привлечением родителей обучающихся. Коллективное творческое дело – это не всегда длительный процесс, иногда это кратковременный эпизод, направленный на решение конкретных задач. Творческий мастер-класс с привлечением родителей как в роли ведущих, так и в роли активных участников как раз является таким кратковременным коллективным творческим делом.
Каждый учебный год перед коллективом школы стоит задача организации открытых мероприятий для родителей обучающихся. Наиболее эффективным в этом случае является организация мастер-классов, в которых родители являются активными участниками.
При организации мастер-класса очень важно выбрать актуальную тематику, сделать его значимым для участников. Так в рамках Дня открытых дверей в зимний период актуальной становится новогодняя тематика. Для всех это не просто время года — это время особых переживаний: белое безмолвие успокаивает, помогает услышать собственный голос, мороз и холодный ветер учат радоваться самым простым вещам: горячему чаю, теплым домашним тапочкам, вовремя подъехавшему к остановке автобусу. А ещё долгие зимние вечера за книгой, катание на санках или общением с родными… Разве с этим что-то может сравниться!? Нам показалось, что только зима может подарить подобные чувства – чувства домашнего уюта, тепла, умиротворенности и неспешности. Но зима – это еще и время чудес и вдохновения… удивительное время года. Она похожа на сказку, которая делает нашу жизнь счастливее и радостнее, своим сказочным волшебством поднимает настроение взрослым и ребятам. И это можно передать в разных техниках декоративно-прикладного искусства. Вот так появилась идея мастер-класса «Зимняя сказка» в рамках Дня открытых дверей.
На подготовительном этапе очень важно анонсировать мероприятие, представив его нестандартно, активизировать воображение будущих участников уже на этапе подготовки. Кроме этого необходимо организовать предварительную регистрацию участников мероприятия, чтобы подготовиться к мастер-классу технически: шаблоны, заготовки, инструменты.
Структура мастер-класса обязательно должна включать в себя «легенду», сюжетную линию, работающую на мотивацию к деятельности и её организацию, план действий. Мастер-класс «Зимняя сказка» был построен на основе легенды о снегире. Погружение в легенду было организовано за счёт использования элементов поэзии и произведений искусства по данной тематике. Участники мастер-класса прослушали отрывок из стихотворения А. Бродского, рассказанного одним из участников.
Всюду снег, в снегу дома —
Привезла его зима.
К нам спешила поскорей,
Привезла нам снегирей.
От зари и до зари
Славят зиму снегири.
А также рассмотрели несколько красивых картин на зимнюю тему, созданных русскими художниками и получивших заслуженное признание во всем мире. Эти замечательные полотна поднимают настроение и дарят ощущение чудесной зимней сказки.
Мастер-класс должен быть не только элементом развлечения, но и быть обучающим. Необходимо включать теоретическую основу для решения практических задач мастер-класса. Участники мероприятия познакомились с информацией о том, что такое пейзаж, а также с разными видами исполнения творческой работы в технике аппликации.
Следует отметить, что при планировании мастер-класса стоит выделить большую часть времени на практическую часть. Творческий процесс захватывает всех участников, совместная деятельность дарит массу позитивных эмоций, поэтому нужно не забывать про регламент. Можно использовать для этого сказочный таймер или большие песочные часы как элемент «легенды». Атмосфера при проведении таких мероприятий играет важную роль, поэтому стоит позаботиться не только об оформлении интерьера помещения, где будет проводиться мастер-класс, но и о музыкальном сопровождении, и даже об использовании ароматерапии.
В завершении мастер-класса обязательным элементом является рефлексия. Всем участникам необходимо дать возможность поделиться впечатлениями разными способами –это может быть отзыв, фото и видео в социальной сети, организация выставки творческих работ.
«Результаты превзошли наши ожидания – работы получились волшебными, а все участники нашего мастер-класса зарядились прекрасным, сказочным настроением. Уверены, что созданные нами шедевры – зимние пейзажи – станут прекрасным украшением домашнего интерьера!» – один из отзывов на наш мастер-класс.
Творческий мастер-класс как коллективное творческое дело с участниками образовательного процесса является эффективным способом привлечения родительской общественности к деятельности учреждения, делает процесс открытым, наглядным и, самое важное, значимым для всех участников.