Организация речевого развития дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ

Смелова Л. В., музыкальный руководитель ГБДОУ № 33

Много лет проработав в детском саду, я пришла к выводу, что еще десятилетие назад вопрос о развитии речи у детей не стоял так остро, как сейчас. У дошколят наблюдается бедный словарный запас, слабо сформирован грамматический строй речи. В нашем телевизионно-компьютеризированном мире существует огромный дефицит личного общения. Эта проблема всех современных дошкольников. И музыкальное воспитание выступает одним из помощников в решении данной проблемы.

Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи. Для получения хороших результатов обязательно взаимодействие всех педагогов ДОУ и, конечно же, непосредственное участие музыкального руководителя.

В работе по развитию речи я использую все виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, музыкально – дидактические игры, игра на детских музыкальных инструментах, пальчиковая и дыхательная гимнастика, театрализация). Основополагающим принципом проведения музыкальных занятий является взаимосвязь музыки, движения и речи.

Слушание музыки, пение, движение под музыку – самые приятные для детей способы обучения. Они развивают способность различать звуки на слух, развивают воображение и умение выражать свои мысли и эмоции словами, а также жестами, танцевальными движениями.

Основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Певческая деятельность имеет ряд неоспоримых преимуществ для развития речи. Основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения.

Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губ, языка), это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, твердых звуков, а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. Пение способствует развитию речевых навыков, пополняя словарный запас ребенка, знакомя его с новыми понятиями.

Голос – инструмент общения, сигналов в речи, интонации, поэтому необходимо четко следить за диапазоном для каждой возрастной группы и не нарушать его. При постановке певческого голоса решаются и речевые задачи:

  • совершенствуя голосовой аппарат детей для пения, мы совершенствуем его и для речи;
  • прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность.

Слушание музыки

Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом.

Активное восприятие выражается в беседе о прослушанном музыкальном произведении. Беседуя с детьми, мы расширяем их словарный запас, обогащаем его образными словами и выражениями. Чтобы они почувствовали её характер, своё отношение к музыке, полезно не только говорить о ней, но и предложить подвигаться под музыку.

Музыкально- ритмические движения

Замечательный музыкант и педагог Карл Орф считал, что музыка, движение и речь не являются обособленными друг от друга, а представляют собой единое целое для ребёнка.

Я давно заметила, что методика «говорю-делаю» помогает постигать речевую культуру, способствует координации. Четкое произношение ритмического текста и стихов под музыку развивает музыкальный слух, воображение, чувство слова. Каждое слово, слог, звук произносятся осмысленно, с искренним отношением. Чем четче дети произносят, тем лучше двигаются.

Кроме пения и слушания речь ребенка можно развивать через другие виды музыкальной деятельности. Например, через музыкальные пальчиковые игры.

Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Малышам нравятся потешные игры с пальчиками, с приговариванием при этом веселых стишков, с напевом коротких попевок («Сорока-ворона», «Ладушки», «Водичка, водичка, умой мое личико»). Таким образом можно превратить развивающие упражнения в увлекательное развлечение.

Театральная деятельность

В работе мы много внимания уделяем театральной деятельности, включая ее и в праздники, и в досуговые мероприятия в повседневных занятиях. Детям предоставляется возможность не только создать и сыграть образ, но и правильно его озвучить в характере персонажа. А когда образ дополняется атрибутами, результат превосходит все наши ожидания. Дети с большой радостью играют роли в спектаклях и сценках.

Игра на детских музыкальных инструментах

Обучение игре на детских музыкальных инструментах – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети имеют возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность. Этот вид деятельности также решает вопросы развития мелкой моторики, о важности которой мы уже знаем.

Специальные оркестрово-исполнительские умения связаны с овладением ребенком приемами игры на том или ином инструменте. В младшем возрасте – это в основном шумовые и ударные инструменты (бубны, деревянные ложки, маракасы, треугольники). Создание шумовых оркестров – это замечательное средство развития не только метроритмического чувства, но и мелкой моторики детей. Ведь ребенок, извлекая звук, учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки. Постепенно дети овладевают умениями играть на инструментах, имеющих звукоряд. Это очень развивает слух, что, в свою очередь, важно для активизации речи ребенка. Поэтому очень важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте, накапливая бесценный слуховой опыт.

Речевые игры для дошкольников

Речевые подвижные игры для дошкольников, пожалуй, самые любимые детьми. Для этого даже разработаны специальные игры, наложенные на музыкальный фон. Под музыку дети делают определенные движения, сопровождая их стихотворными фразами.

Таким образом, под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов будут положительно развиваться психические процессы и свойства личности, будет оказана большая помощь в работе над развитием активной речи детей.

Использование всех выше названных видов музыкальной деятельности позволяет добиться положительных результатов в развитии речи у ребенка.

Вся наша жизнь пронизана музыкой: мы поем, напеваем, насвистываем, прихлопываем различные ритмы, играем. Пойте с вашими детьми, двигайтесь вместе с ними под любую музыку, поощряйте ребенка, когда он сам двигается и поет, услышав песню!