Растим будущих инженеров в детском саду – «От маленького конструктора к талантливому инженеру»

В рамках проектной деятельности «Кидбург – город профессий будущего

Лиукконен Е.В., учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 43

Современный мир ставит перед образованием непростые задачи:

  • учиться детям должно быть интересно;
  • знание должно быть применимо детьми на практике;
  • обучение детей должно проходить в занимательной форме.

И всё это, непременно, должно принести хорошие плоды в будущем ребёнка:

  • высокооплачиваемую работу;
  • самореализацию;
  • высокие показатели интеллекта.

Так как в настоящее время в нашем мире происходит технологическая революция, то высокотехнологичные и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества и приносят хорошую прибыль его разработчикам. Профориентация дошкольников, названная ранней профориентацией, становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства.

Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и ознакомления с профессиями. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с тех, которые он знает (с профессий родителей и хорошо знакомых людей, чей труд он наблюдает изо дня в день), заканчивая необычными профессиями современного мира.

Так сложились объективные обстоятельства, что сегодня у большинства выпускников инженерных вузов не сформировано инженерное мышление. Причиной  этого могут быть упущения как в профессиональном развитии, так и в развитии  периода дошкольного возраста, а именно:

  • недостаточное внимание уделялось развитию конструктивного мышления на всех уровнях образования, начиная с дошкольного;
  • низкий уровень развития воображения и творческого мышления, основы которых закладывались в период формирования базовой культуры личности в дошкольном возрасте;
  • неумение работать в команде, боязнь брать на себя лидерство;
  • отсутствие уважения к интеллектуальному труду и интеллектуальной собственности.

Поэтому актуальность ознакомления детей с инженерными профессиями очевидна. Данная работа соответствует: Т – требованиям времени; Е – единству целей и задач; М – мотивирует и стимулирует; П – помогает найти пути решения и приоритеты деятельности.

Так как формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс, его необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.

Игра является основным видом деятельности детей, поэтому появилась идея для реализации данной темы с использованием приемов игры и технологии развития критического мышления.

Данная технология раскрывает для детей дошкольного возраста мир техники и знаний о труде взрослых, развивает воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников в мире инженерных профессий.

Технология имеет свою четкую и определенную структуру. Это позволяет педагогу  легко конструировать занятие с детьми и  при этом выбирать методы и приемы под заданную тему и задачу.

Я хочу поделиться приемами, использованными мною на занятии по ознакомлению детей с профессией инженера, взятыми из технологии критического мышления.

На специально организованных занятиях дети делают выбор с использованием приёма «верно – неверно», углубляя знания о профессии инженера. Педагог может использовать также прием «корзина идей» на начальной стадии занятия, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают воспитанники по теме «Профессия “инженер”». На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ребята вместе знают об изучаемой теме.

Очень интересным оказалось для ребят и педагогов использование приема «Ромашка Блума», которая состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопросов: простые вопросы, уточняющие, интерпретационные (объясняющие), творческие, оценочные и практические. Этот приём  позволяет педагогу учить детей задавать вопросы, а затем систематизировать  их, помогая детям изучить материал с разных сторон.   

Игра «6 Шляп» позволит произвести совместный поиск, обменяться мнениями в необычной, творческой атмосфере. Главное – «держать жанр», линию, строго придерживаться того направления, которое задаст каждая шляпа. Можно использовать на занятии все шесть шляп или некоторые из них. Все зависит от творческой фантазии, изобретательности педагога, темы и целей, которые ставит перед воспитанниками и собой педагог.

Технология развития критического мышления включает в себя множество других приемов, игр и упражнений. Она явилась оптимальной методикой для разработки серии конспектов при проведении занятий по теме «Знакомство с профессией “инженер”». Работая в режиме данной технологии, педагог перестает быть главным источником информации и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Список использованной литературы:

  1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 284с.
  2. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб., 2003. – 192 с.
  3. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4. – с. 66 – 72
  4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004. – 175 с.
  5. Хаяперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000. – 126с.