В рамках проекта «Кидбург – город профессий будущего»
Штемпель Н.В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43
Комарова А.А., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Как ознакомить детей с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями? Одним из перспективных методов ознакомления дошкольников с экономикой является метод проекта, так как он основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребенка, а также заинтересовать его, вовлечь в эту деятельность. Каждый ребенок имеет возможность проявить себя, почувствовать себя нужным, значимым, уверенным в своих силах.
Формирование основ финансовой грамотности мы разделили на четыре блока.
- Труд и продукт.
Дети знакомятся с профессиями: банкир, монетчик, кассир-оператор и др. А также с профессиями будущего: менеджер инвестиций в талантливых людей, мультивалютный переводчик, оценщик интеллектуальной собственности. Узнают, что результатом труда людей является продукт — полезная и нужная вещь, предмет, изделие (строитель строит дом, повар готовит обед, художник пишет картину, парикмахер стрижет людей и т. п.). Продукты труда — это мир вещей, который окружает нас. Вещи могут жить много лет, дольше, чем люди. Создать красивую вещь — это целое искусство, ею восхищаются люди многих поколений; красивые вещи как предметы искусства выставляются в музеях, продаются в антикварных магазинах. - Деньги и цена.
В этом блоке дети узнают, что такое деньги и зачем они нужны:
- Деньги как мера стоимости; история денег (первые в мире виды денег и курьезные виды денег: каменные диски большого размера, ракушки, птичьи перья и др.)
- Виды денежных знаков (монеты, бумажные купюры).
- Производство денег; почему нельзя «напечатать» денег сколько хочешь.
- Какими деньгами пользуются в настоящее время в нашей стране, как они называются (рубль, копейка).
- Деньги разного достоинства и разной покупательной способности.
- Зарплата (деньги просто так не дают, их зарабатывают честным трудом), пенсии, пособия, стипендии.
- Деньги как средство платежа, накоплений.
- Обмен денег (причины, правила)
- Как формируется стоимость: вложения средств, затраты труда, качество, спрос и предложение (например, почему яблоки зимой дорогие, а осенью дешевые).
- Понятия «дорого» и «дешево», «дороже — дешевле».
- Что такое бюджет и из чего он складывается; понятия «доходы» и «расходы».
- Планирование расходов в соответствии с бюджетом; распределение бюджета; участие детей в планировании предстоящих покупок.
- Понятия достатка, уровня жизни, показатели уровня жизни; богатство и бедность.
- Реклама
Дети узнают, что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, звукозапись, видеоролик и т. п.), где она размещается (в общественных местах, в печати, на радио, телевидении, на досках объявлений, в Интернете, раздается на улицах и т. д.). А также учатся создавать собственную рекламу. - Полезные экономические навыки и привычки в быту
Дети учатся:
- бережно обращаться со своими вещами и вещами, принадлежащими другим взрослым и сверстникам;
- разумно использовать материалы для игр и занятий (бумага, краски, карандаши, пластилин, фломастеры и т. д.);
- экономить воду, электроэнергию (выключать, если ими в данный момент никто не пользуется);
- нетерпимости к беспорядку, брошеным вещам и игрушкам.
Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, кто и как зарабатывает деньги в семье, как формируется семейный бюджет, как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое, как научиться экономить деньги, как принять решение — потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок. Особенно ценно для детей, если взрослые рассказывают истории из своего детства, делятся переживаниями.
В работе с семьями воспитанников мы использовали традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия в рамках финансовой грамотности:
- Групповые собрания родителей.
- Семинар-практикум.
- Тематические консультации.
- Беседы с родителями.
- Мастер-классы (для родителей, совместные с детьми и родителями).
- Творческая мастерская.
- Творческая гостиная.
- Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи.
- Конкурсы семейных поделок.
- Виртуальная гостиная.
- Виртуальная экскурсия.
- Презентация.
- Видеофильм.
- Чаты, беседы в – VK, -Telegram.
- Онлайн-мастер-класс.
Таким образом, формирования предпосылок ранней финансовой грамотности – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учетом требований современного образования и используя современные технологии.