Проектная деятельность  как средство формирования основ ранней финансовой грамотности детей дошкольного возраста

В рамках проекта «Кидбург – город профессий будущего»

 Штемпель Н.В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43
Комарова А.А., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Как ознакомить детей с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями? Одним из перспективных методов ознакомления дошкольников с экономикой является метод проекта, так как он основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребенка, а также заинтересовать его, вовлечь в эту деятельность. Каждый ребенок имеет возможность проявить себя, почувствовать себя нужным, значимым, уверенным в своих силах.

Формирование основ финансовой грамотности  мы разделили на четыре блока.

  1. Труд и продукт.
    Дети знакомятся с профессиями: банкир, монетчик, кассир-оператор и др. А также с профессиями будущего: менеджер инвестиций в талантливых людей, мультивалютный переводчик, оценщик интеллектуальной собственности. Узнают, что результатом труда людей является продукт — полезная и нужная вещь, предмет, изделие (строитель строит дом, повар готовит обед, художник пишет картину, парикмахер стрижет людей и т. п.). Продукты труда — это мир вещей, который окружает нас. Вещи могут жить много лет, дольше, чем люди. Создать красивую вещь — это целое искусство, ею восхищаются люди многих поколений; красивые вещи как предметы искусства выставляются в музеях, продаются в антикварных магазинах.
  2. Деньги и цена.
    В этом блоке дети узнают, что такое деньги и зачем они нужны:
  • Деньги как мера стоимости; история денег (первые в мире виды денег и курьезные виды денег: каменные диски большого размера, ракушки, птичьи перья и др.)
  • Виды денежных знаков (монеты, бумажные купюры).
  • Производство денег; почему нельзя «напечатать» денег сколько хочешь.
  • Какими деньгами пользуются в настоящее время в нашей стране, как они называются (рубль, копейка).
  • Деньги разного достоинства и разной покупательной способности.
  • Зарплата (деньги просто так не дают, их зарабатывают честным трудом), пенсии, пособия, стипендии.
  • Деньги как средство платежа, накоплений.
  • Обмен денег (причины, правила)
  • Как формируется стоимость: вложения средств, затраты труда, качество, спрос и предложение (например, почему яблоки зимой дорогие, а осенью дешевые).
  • Понятия «дорого» и «дешево», «дороже — дешевле».
  • Что такое бюджет и из чего он складывается; понятия «доходы» и «расходы».
  • Планирование расходов в соответствии с бюджетом; распределение бюджета; участие детей в планировании предстоящих покупок.
  • Понятия достатка, уровня жизни, показатели уровня жизни; богатство и бедность.
  1. Реклама
    Дети узнают, что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, звукозапись, видеоролик и т. п.), где она размещается (в общественных местах, в печати, на радио, телевидении, на досках объявлений, в Интернете, раздается на улицах и т. д.). А также учатся создавать собственную рекламу.
  2. Полезные экономические навыки и привычки в быту
    Дети учатся:
  • бережно обращаться со своими вещами и вещами, принадлежащими другим взрослым и сверстникам;
  • разумно использовать материалы для игр и занятий (бумага, краски, карандаши, пластилин, фломастеры и т. д.);
  • экономить воду, электроэнергию (выключать, если ими в данный момент никто не пользуется);
  • нетерпимости к беспорядку, брошеным вещам и игрушкам.

Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, кто и как зарабатывает деньги в семье, как формируется семейный бюджет, как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое, как научиться экономить деньги, как принять решение — потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок.  Особенно ценно для детей, если взрослые рассказывают истории из своего детства, делятся переживаниями.

В работе с семьями воспитанников мы использовали традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия в рамках финансовой грамотности:

  • Групповые собрания родителей.
  • Семинар-практикум.
  • Тематические консультации.
  • Беседы с родителями.
  • Мастер-классы (для родителей, совместные с детьми и родителями).
  • Творческая мастерская.
  • Творческая гостиная.
  • Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи.
  • Конкурсы семейных поделок.
  • Виртуальная гостиная.
  • Виртуальная экскурсия.
  • Презентация.
  • Видеофильм.
  • Чаты, беседы в – VK, -Telegram.
  • Онлайн-мастер-класс.

Таким образом, формирования предпосылок ранней финансовой грамотности – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учетом требований современного образования и используя современные технологии.