Проектная деятельность по формированию предпосылок ранней профессиональной ориентации и инженерно-технического мышления

Кидбург – город профессий будущего

Исакова Е.В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43
Николаева М.В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43

Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра.
Именно в игре закладываются первые основы
профессиональной деятельности…
Образно говоря, детская игра – это профориентатор ребенка.
А. Г. Асмолов,  российский психолог, педагог,
доктор психологических наук, академик РАО,
заведующий кафедрой психологии личности
факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова

Одна из основных задач дошкольного образования — формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации, роботостроения. Развитие современной науки ведёт к изменениям в жизни и деятельности человека, а значит, появлению новых видов профессий. На базе нашего дошкольного учреждения реализуется инновационный образовательный проект «Кидбург – город профессий будущего». Дети любят использовать в игре фигурки людей и создавать постройки, поэтому мы решили использовать конструктивную деятельность, чтобы ознакомить детей с профессиями будущего. Дети совместно с педагогами  при поддержке родителей из разных видов современного конструктора занимаются постройкой (конструированием) инфраструктуры города, а также изучают профессии будущего. Данные профессии взяты из “Атласа новых профессий”.

В подготовительной группе  в рамках проекта мы ознакомили воспитанников с важными профессиями и приняли участие в постройке двух станций этого города.

Современная электрозаправочная станция.

Профессия электрозаправщика – специалиста по локальным системам энергосбережения ли инженера-мехатроника. Выяснили, что электрозаправочные станции – это экологичные станции, которые используют электричество ветряных, солнечных станций и электричество, полученное в результате переработки биотоплива. Узнали, что такое пантограф, и для  чего он нужен. Повторили правила безопасности при обращении с электричеством.

С ребятами мы проводили беседы: «Что произойдёт, если закончится бензин?», беседы по иллюстрациям «Транспорт будущего», «Профессии будущего», организовывали просмотры обучающих,  познавательных и видео презентаций: «Специалист по локальным сетям энергоснабжения», «История создания Лего», «Электрозаправочная станция для авиа и электромобилей». Возможность проявить своё творчество ребята  смогли в рисунках и аппликациях. С помощью электронного конструктора «Знаток» мы ознакомили детей с принципом действия электрической схемы. Они  с удовольствием играли в различные дидактические, подвижные, пальчиковые, сюжетно-ролевые игры: «Заправка транспорта», «Виды топлива», «Технопарк», «Дом мы строим», «Лего – умная игра», «Едем на автобусе», «Фиксики – помогатор», «Мы по городу шагаем», «Чего не стало?», «Назови правильно», «Колесо спустило», «На улицах города», «Гараж» и др. Воспитанники конструировали по заданным схемам из Lego «Электрозаправку», «Электромобиль», «Электробус», придумывали самостоятельные постройки из различных видов современных конструкторов: Фанкластик, магнитный, металлический, игольчатый. Очень увлекательно прошло итоговое занятие по постройке центра «Электроозаправочная станция авиа и электромобилей», на котором мы использовали технологию развития у детей критического мышления – приёмы Синквейн, Кластер, фишбоун.

Совместно с родителями дети создавали постройки на тему «Технопарк будущего», ходили на экскурсии в «Музей современных конструкторов», развивающий центр «Кидбург-город профессий», музей из Лего «Полекон»; по нашим рекомендациям  в семьях вместе читали книги, пользуясь в том числе и  интернет ресурсами, В. Малова «Что такое электричество», Джоанн Коул «Волшебный школьный автобус. Экскурсия в электрические поля», И. М.  Жилинского «Как солнышко зажгло электрическую лампочку»; участвовали в конкурсе совместного творчества «Город будущего», фотовыставке «Строим транспорт». 

Онлайн центр по программированию здоровья.

Хотим отметить, что в настоящее время телемедицина является одним из самых бурно развивающихся направлений в системе здравоохранения. На начальном этапе проекта с помощью презентаций, обучающих и мультипликационных фильмов мы ознакомили наших воспитанников с профессией и различными специализациями врачей, ходили на экскурсию в медицинский кабинет нашего ГБДОУ, наблюдали за работой медицинского персонала. Пригласили маму воспитанника – стоматолога-терапевта рассказать о своей профессии. Из её рассказа и  презентации ребята узнали о стоматологии прошлого, настоящего и будущего. Оказывается, в будущем роботы будут лечить зубы,  которые будут выращиваться и вживляться взамен больных зубов. Затем ребята узнали, что во время Пандемии COVID-19 большинство клиник перестали вести приём больных и стала развиваться телемедицина, когда врачи общались с пациентами, не лично, а при помощи технологий: видео- и аудиосвязи или чата в мессенджере.

 Мы подготовили для ребят фото и видео презентации о врачах онлайн центра: врач телемедицины (сетевой врач), молекулярный диетолог, оператор медицинских роботов. Ознакомили со сферой деятельности этих специалистов, проводили беседы «Значение ЗОЖ для детей и взрослых», «Как защититься от вирусов?», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Полезная и вредная еда», «Зачем нужны витамины?», «Зачем людям спорт?», разработали картотеки подвижных, дидактических, сюжетных, пальчиковых игр, физминуток. Дети рисовали и делали аппликации на темы «Добрый доктор», «Любимый доктор». Занимали ребят опытно-экспериментальной деятельностью: «Что я вижу в микроскопе?», «Путешествие микроба», «Микроб в ладошке», «Чужие микробы», «Как спастись от микробов?»  И конечно,  ребята создавали постройки по схемам из Лего «Поликлиника», «Больница» и  самостоятельно конструировали на  темы «Вредные микробы», «Полезные овощи-фрукты».

Родителям мы давали рекомендации о совместном семейном просмотре и чтении энциклопедий: «Что я знаю о себе?», «Сказочный учебник по медицине для малышей»  и «Все, что нужно знать о здоровье дошкольнику» Е. Ульевой, «Больной» Ю. Яковлева,  «С человеком беда» Ю.Синицына, «Человек заболел» И. Туричина,  «Прививка» и «Тридцать шесть и пять» С. Михалкова.

Другие формы работы с родителями воспитанников в течение проекта – это  мастер-класс «Попробуйте сделать, как мы», консультация для родителей «Значение ЛЕГО-конструирования в развитии детей дошкольного возраста», «ЛЕГО – конструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста», выпуск буклетов для родителей «Занимательный мир Лего», участие в акции «Спасибо врачам» (конкурс рисунков), фотовыставка и презентация домашних построек «Удивительный мир Лего», «Медицинские роботы-помощники», самостоятельные и совместные постройки на тему «Медицинская помощь», «Медицинские роботы-помощники”.

В результате проектной деятельности дети  усвоили, кто работает в онлайн-центре по программированию здоровья, каковы  действия врача на приеме, как помогают врачам медицинские роботы; выяснили,  можно ли, находясь дома или на работе, пообщаться с врачом о состоянии здоровья, зачем нужно вести здоровый образ жизни, как укрепить здоровье во время болезни.  Итоговым мероприятием проекта для ребят была постройка «Онлайн центра по программированию здоровья».

Нам,  педагогам  хочется верить, что данный проект помог ребятам осознать ценностное отношение к труду взрослых, а полученные знания  вызовут интерес у детей к профессиям будущего.